Прочитайте тексты и определите, к каким функциональным сти-лям они принадлежат. докажите принадлежность их к данному стилю, примеры. определите изложения информации в текстах, характер лекси-ки (например, общеупотребительная, термины, разговорная, фразеологизмы и т.д.); особенности синтаксиса (виды предложений). приводя примеры из этих раз-делов языка, тексты можно не переписывать.
i. научиться слышать голоса природы и – значит раздвинуть границы собственной жизни вглубь и вширь, в и в будущее, ощутить связь времен и, кроме того, приобщиться к подлинному бессмертию, в котором нет ничего ни ил-люзорного, ни мистического. ощущение связи времён – великая нравственная, творческая, никогда не иссякаемая сила. она не утешает человека иллюзиями, она дает ему не слепую веру, а мужественную, неустрашимую уверенность в том, что от него самого зависит не исчезнуть бесследно, а остаться жить на земле. бороздой, проложенной в поле, строкой, написанной в книге, в построенном им доме или в сложенной им песне, в детях, которых он родил и воспитал. в тепле, добытом им из-под земли, или в тепле дружеского участия в судьбах тех, кто в этом нуждается.
и если он помнит и чтит тех, кто до него пахал поле, складывал песни, писал книги, строил дома, воспитывал и учил детей, давал людям тепло, кормил их хле-бом, если он помнит и чтит надежды, горе, счастье, искания, труды, борьбу про-шедших поколений, если они для него не умерли, а живы в его памяти, значит, и бу-дущие поколения тоже не забудут его, и он обретет бессмертие не в боге, а в живой народной памяти.
(по с. львову)
ii. язык открывается до конца лишь тому, кто кровно любит свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.
мы остановились у одного оконца – колодца и напились воды.
– родник! – сказал лесник. – должно, волга тоже начинается из такого окон-ца?
– да, должно быть, – согласился я.
– я большой любитель разбирать слова, – неожиданно сказал лесник и сму-щенно усмехнулся.
– и вот, скажи на милость! бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя. вы, говорят, вроде книги пишите?
– да, пишу.
– а я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение.
– а какое слово к вам привязалось сейчас? – спросил я.
– да вот этот самый «родник». надо думать, получилось оно от того, что вода зарождается. родник родит реку, а река льется – течет через всю нашу матушку – землю, через всю родину, кормит народ. вы глядите, как это складно выходит – родник, родина, народ.
(по к. паустовскому
П.п.) на железной скамейке.(1 скл,П.п.)
2) Они стали подыматься по крытой галерее.(1 скл,Д.п.)
3) Завоеватель якобы всегда мечтал об острове, «лежащем на море шумно широком, в гремящем прибое(2 скл,П.п.)», как говорит Гомер об острове Фаросе.
4) В безмолвии(2 скл,П.п.) погас звенящий зной.
5) Целые вечера Даша играла на рояле.(2 скл,П.п.)
6) Стяг — древнерусское название воинского знамени.(разносклон,Р.п.)
7) Надо льдом поднимался бесшумный язык пламени.(разносклон.,Р.п.) 8) Виктору нравилось участвовать в торжественном утреннем шествии.(2 скл,П.п.) на работу.
9) Вошёл молодой кондуктор в белом кителе(2 скл,П.п.).
10) Павел в раздумье(2 скл,П.п.) разорвал письмо.
11) Думы мои, думы! Боль в висках и темени.(разносклон.,П.п.)
12) Большое видится на расстоянии.(2 скл,П.п.)
13) Самая крепкая и надёжная дружба завязывается там, где находятся в состоянии(2 скл,П.п.) наивысшего напряжения всех человеческих качеств: на фронте(2 скл,П.п.), на зимовке(1 скл,П.п.) в Арктике(1 скл,П.п.), в далёком плавании(2 скл,П.п.).
Перескажите(х) (что?) отрывок ( гл (гл.с) + сущ (оконч. нулевое в В.п.)
Порядок(х) (чего?) слов ( сущ (гл. с.) + сущ (окончание нулевое) в Р.п.)
За главным (каким?) словом(х) ( прил с предлогом (окончание ым) + сущ (гл с) (окончание ом))
Выполнять(х) (что?) упражнение (гл (гл с) + сущ ( окончание е) в В.п.)
Содержание(х) (чего?) рассказа (сущ (гл с) + сущ ( окончание а) в Р.п.)
В простом (каком?) предложении(х) ( прил с предлогом (окончание ом) + сущ (гл с)
Вдумчиво (как?) читать(х) (нар + гл (гл с)) средство связи - смысл
О прочитанной (какой?) книге(х) ( прич. с предлогом ( окончание ой) + сущ (гл с)
На странице(х) (чего?) книги (сущ с предлогом (гл с) + сущ (окончание и) в Р. п.)