Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания данных текстов. А. Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем (Из учебника «Русский язык. Теория».)
Б. Прилагательное синий в момент своего рождения значило «блестящий, сияющий». Это общеславянское слово образовано было с суффикса –н- от той же основы си-, что и глагол сиять. (Н. Шанский. «В мире слов».)
В. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. ( Из словаря.)
Г. Слово «витамин» - международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни. (Л. Успенский.)
· К какому стилю речи относятся данные тексты? Обоснуйте свой ответ.
· Вспомните, что такое термины. Выпишите из второго текста слова-термины.
· Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? Сделайте вывод.
· Понаблюдайте, какие предложения характерны для научного стиля (простые или сложные). Сделайте вывод.
· Подберите отрывки из родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа (сказки, пословицы, поговорки, афоризмы, рассказы и других выдающихся произведений культуры своего народа), в которых говорится о явлениях, представленных в отрывках упражнения.
Висела (как?) косо - примыкание
Трава (какая?) зелёная - согласование
Бежать (как?) быстро - примыкание
Грань (какая?) алмазная - согласование
Человек (какой?) грамотный - согласование
Ищу (кого?) человека - управление
Читать (как?) внимательно - примыкание
Достигнуть (чего?) цели - управление
Ребёнок (какой?) веселый - согласование
Жить (как?) честно - примыкание
Деревья (какие?) зелёные - согласование
Сад (когда?) весной - управление
Каждый (из кого?) из друзей - управление
Придуманный (кем?) кем-то- управление
Красный (от чего?) от холода - управление
Макароны (какие?) по-флотски - согласование
Освещённые (чем?) лучами - управление
Смешно (как?) очень - примыкание
Жить (как?) припеваючи - примыкание
Возвратившись (из чего?) из поездки - управление
Известный (кому?) немногим - управление
Весело (как?) довольно - примыкание
Живущий (где?) рядом - примыкание
Доля (какая?) сотая - согласование
Просить (что?) запомнить - управление
Попавшие (на что?) на конкурс - управление
Нужно (что?) увидеть - управление
Задержавшись (как?) допоздна - примыкание
Что-то (какое?) большое - согласование
Сражающийся (как?) храбро - примыкание
Гонимый (чем?) ветром - управление
Двадцать (чего?) карандашей - управление
Интерес (какой?) возбуждающий - согласование
Восемьдесят (чего?) лет - управление
Улыбнувшись (как?) радостно - примыкание.
задание 1
1) Уже на восходе солнца мы были в птичьем заповеднике. 2) Окруженные несметными стаями птиц, упираясь легким веслом, мы тихо плыли серединой зеркально-спокойного залива. 3) Январское солнце, как весеннее, ярко отражалось в золотившейся глади. 4) Круг птиц незаметно размыкался и опять сходился за кормой. 5) Неизменно оставались мы в центре живого птичьего круга. 6) Справа и слева были видны отдельные стаи птиц. 7) Над самой гладью залива, раскинув крылья и отражаясь в зеркальной воде, пролетали огромные пеликаны. 8) Точно белые сказочные корабли, плавали лебеди. 9) Чем дальше продвигались мы в глубь заповедника, тем смелее держалась птица. 10) Стаи гусей и казарок подпускали почти вплотную. 11) На отмелях, кишевших разноцветными птицами, неподвижно сидели орлы. 12) В окружении бесчисленных птиц мы пробирались вглубь, и, сидя в лодке, я записал несколько прекрасных рассказов нашего проводника.
задание 2
упираясь-упереться
задание 3
прекрасных
задание 4
несметными, отдельные
задание 5
сидя
задание 6
суффиксальный (от слова золотиться)