Прочитайте внимательно текст и выполните задания.
Маленький мальчик, живший в Египте 23 века назад, пришел в школу, взял из рук учителя лист папируса. Он обмакнул тростниковую палочку в черную тушь и стара¬тельно вывел тему урока - «Семь чудес света». До нас дошел этот папирус в поврежденном виде.
Но о семи чудесах света было известно не только ученикам.О них знали все. Историки говорят чудеса света – это рекордные достижени¬я своего времени. Разумеется, пирамиды Египта и сейчас одни из грандиоз¬нейших сооружений, созданных руками человека без автоматов и машин. Храм Зевса был величайшим культовым сооружением. Но статуя Зевса стала «чудом» не из-за разме¬ров, а благодаря своим художественным достоинствам. И сады Вавилона внесены в список чудес из-за красоты. Каж¬дое из семи чудес света было выдающимся техническим дос¬тижением своего времени. При их строительстве использовались разные материалы мрамор бронза золото и слоновая кость. Они вызывали восторг и восхи¬щение людей благодаря художественному совершенству. В них соединились искусство и техника. Это их и уберегло от забвения.
1. Сформулируйте и запишите тему текста.
2. Сформулируйте и запишите основную мысль текста .
3. Выпишите из текста предложение с прямой речью, расставляя знаки препинания.
4. Выпишите из текста одно предложение с однородными членами и обобщающим словом при них.
Орфограммы:
Осенью (разделительный Ь) то мороз (парный согласный з/с: морозы), то дождь (парный согласный д/т: морозы), то вдруг (парный согласный г/к) снег (парный согласный г/к: снега), как зимо́й (безударная гласная: зи́мы), то опять тепло́ (безударная гласная: тёплый). Осенний (правописание Н/ НН) мороз (парный согласный з/с: морозы) не вы́давит (безударная гласная: да́вит) слёз (парный согласный з/с: слёзы), а зимние морозы из глаз (парный согласный з/с: глаза) слёзы.
Синонимы: неожиданно →вдруг
1. Не было ни бурных слов, ни пылких признаний, ни клятв, ни обещаний. (однородные дополнения)
2. Ей хотелось запомнить на всю жизнь этот городок, гостиный двор с желтыми облупившимися сводами, голубей на базаре, зеленую вывеску трактира, чай да сахар, каждую щепку на горбатой мостовой. (однородные дополнения)
3. Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне. (однородные обстоятельства)
4. А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь. (однородные сказуемые)
5. Он видел не только огородные плантации с балаганами и водокачками, но и русло будущего канала. (однородные дополнения)