Прочтите текст и выполните задание.
(1) В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. (2) Его значение в нашей жизни велико. (3) Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. (4) Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.
(5) Когда вы открываете незнакомую книгу, то остаётесь один на один с большим и умным другом – писателем. (6) Читаете одну страницу, другую – и вдруг совершается чудо! (7) Перед вами разворачиваются удивительные картины: герои отправляются в путешествия, сражаются с врагами друзей, открывают тайны природы. (8) И вместе с ними вы тоже путешествуете, участвуете в спорах, вступаете в бой, терпите поражения и побеждаете. (9) Сила художественного слова, музыка стиха, выразительность авторской речи покоряют и завораживают читателя.
(10) Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. (11) Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. (12) Конечно, мы нередко идём в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. (13) Да и сами художники, писатели, композиторы, когда создают произведения, строят их так, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. (14) Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. (15) Оно человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.
(16) Искусство сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. (17) Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. (18) Именно поэтому, когда в жизни возникают сложные обстоятельства, люди нередко обращаются к произведениям искусства, и эти произведения становятся для них источником духовной силы и мужества.
(По Г.И. Беленькому*)
* Геннадий Исаакович Беленький (1918–2014) – доктор педагогических наук, профессор, автор многочисленных учебников и методических пособий по литературе.
Из предложений выпишите синоним слова «воздействие
... Представьте себе: май, жара и сногсшибательный аромат от маленьких крошечек белого цвета , собравшихся в гроздья. Они щекочут все твое существо, о чем-то хорошем напоминают. Хочется не прятать улыбку и верить в счастье. Весь город купается в ее духах . Она - везде : в парках и садах, просто на улицах... Иногда хочется бежать от нее или просто влюбиться. Такой колдовской запах ! Он изменяет меня и мир вокруг, заставляет "уйти " в родное, прекрасное, далекое...Свою молодость, похожую на песню... Такую сказочно-далекую и невозвратимую. Впрочем, это ощущение мне дает всего лишь веточка акации, тайком сорванная с кустарника во дворе. Когда я смотрю на нее, появляются силы и желание жить ... Разве не чудо?
Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д. )
3. Начертите схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.
[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.
Схема: [ / обособленное определение /, подлежащее сказуемое] .
Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.