Прочтите текст и выполните задание с 1 по 11.
(1) Слово Дед здесь всюду написано с большой буквы, потому что так писали в его доме с тех пор, как он стал Дедом.
(2) Учитель был нервным человеком. (3) Он выхватил у меня авторучку и швырнул её в окно.
– (4) Приведёшь родителей, – сказал он, выдворяя меня из класса.
(5) Преступление моё было тяжким. (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено: авторучки портят почерк. (7) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого, но я добыл себе такое перо сам, изготовив его из обломков трёх или четырёх сломанных. (8) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать его в чернильницу. (9) И чернила в него заправлялись не фиолетовые, а голубые. (10) Оно вызывало всеобщую зависть, и мне уже предлагали обменять его на перочинный нож с шестью лезвиями.
(11) В школу Дед отправился на следующий день. (12) Вернулся нескоро и сказал мне: «Женя, зайди ко мне наверх». (13) В классе за мною числилось множество разных грехов. (14) Так что ничего хорошего я для себя не ждал. (15) Скрепя сердцем я поплёлся в кабинет. (16) Но Дед не ругал меня. (17) Он обратился ко мне как равный к равному и не запрещал мне писать авторучкой, а только этого не делать. (18) Таким точно образом, как об уступке больному человеку.
– (19) Видишь ли, – говорил мой мудрый Дед, расхаживая по комнате большими неслышными шагами, – когда-то все люди должны были уметь писать красивым и разборчивым почерком. (20) Потому что не изобрели ещё пишущих машинок. (21) И рукописи, и деловые бумаги, и письма нельзя было бы прочесть, если б они были написаны каракулями. (22) И когда на смену гусиным перьям пришли стальные, против них ополчились все учителя чистописания: они запрещали школьникам писать стальными перьями, чтобы школьники не испортили себе почерк. (23) Так, по крайней мере, утверждали специалисты чистописания. (24) Но время, и от гусиных перьев осталось одно лишь название – «перо». (25) Все люди пишут перьями стальными. (26) И, конечно, кому-то надоело макать ручку в чернильницу, и он изобрёл «вечное перо», которое обвинили в тех же самых грехах, в каких обвиняли когда-то обыкновенную ручку со стальным пером. (27) Я уверен, что наступит время, когда школьники будут писать авторучками. (28) Но тогда же выдумают ещё что-нибудь пишущее, и все учителя будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк портит. (29) Так что, Женя, не раздражай своих наставников, уступи им. (30) Они от ваших штук и без того устали.
(31) Так и окончилась бы эта история, если бы через двадцать пять лет меня не вызвали в школу поговорить о поведении моего сына. (32) Его классная руководительница мне сказала:
– Школьникам запрещено писать шариковыми ручками. (33) Шариковые ручки портят почерк. (34) Пусть пишет обыкновенной авторучкой, как все!
Определите тип и стиль речи текста.
2. Определите основную мысль текста.
3. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на во Почему Дед по внука не пользоваться авторучкой?
1. «Вечное перо» портит почерк.
2. Не стоит раздражать усталых учителей.
3. Нехорошо вызывать зависть одноклассников.
4. Дед пообещал учителям, что сумеет повлиять на внука.
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1. Он выхватил у меня авторучку и швырнул её в окно.
2. В классе за мною числилось множество разных грехов.
3. Скрепя сердцем, я поплёлся в кабинет.
4. И рукописи, и деловые бумаги, и письма нельзя было бы прочесть, если б они были написаны каракулями.
5. Из предложений 5–10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется последующим согласным.
6. Из предложений 31–34 выпишите слово, в котором правописание окончания объясняется тем, что это глагол 1-го спряжения.
7. В предложении 15 замените разговорное слово «поплёлся» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
8. Замените словосочетание «ручка с пером», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
10. Среди предложений 11–20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
11. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Так,(1) по крайней мере,(2) утверждали специалисты чистописания. Но время,(3) и от гусиных перьев осталось одно лишь название – «перо». Все люди пишут перьями стальными. И,(4) конечно,(5) кому-то надоело макать ручку в чернильницу,(6) и он изобрёл «вечное перо»,(7) которое обвинили в тех же самых грехах,(8) в каких обвиняли когда-то обыкновенную ручку со стальным пером.
Стиль художеский вроде ка