Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой. охарактеризуйте замеченные расхождения между написанием и произношением слов.
трава, кладу, распахнутый, дошёл взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый; аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия, отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, вольтер, шота руставели, адажио, новелла, поэтический, декаданс, деградация.
Надо сказать, что подробное, "бытовое" описание событий у Толстого не заслоняет уродство человеческих отношений. В его повествовании нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. Грязная обыденность страшнее!
Сюжетная конструкция схожа: "Плен, попытка бегства, утешители (у Лермонтова — монах, у Толстого — девочка). У Лермонтова конец трагичный: лучше смерть, чем неволя. У Толстого — хэппи-энд, в лучших традициях американских боевиков. Нам можно даже увидеть некий юмор в последних словах Жилина: "Вот я и домой съездил, женился!" Так и хочется сказать: "Ничего себе, сходил за хлебом!"
Сразу оговорюсь, мне лично ближе история, записанная Лермонтовым. В ней нет этого смиренного восприятия рабского бытия, нет мелочной антисобытийности, какой-то вещественной меркантильности. И нет того, что со временем оттолкнет от Толстого многих его почитателей и что проглядывает уже и в ранних произведениях — убогой терпимости. Той, которой в полной мере обладают блаженные и юродивые.
Я люблю Толстого, когда он сочными красками рисует подробные холсты своего времени. Могут нравиться или не нравиться батальные сцены, характеры, судьбы его многочисленных полотен, но не восхищаться объемом и глубиной перспективы этих картин нельзя. Но когда Толстой начинает поучать, когда он с фанатичной тупостью (что смотрится в его величественном образе как душевная болезнь) начинает вещать и проповедовать, я закрываю книгу.
Вернемся к "Кавказскому пленнику". Возможно, до войны в Чечне мы воспринимали бы это произведение стандартно. И в сочинениях писали бы, что Толстой всю свою жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами. Что веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми разных национальностей он выразил в рассказе "Кавказский пленник". Что он великолепный стилист и что он создал народные книги для чтения, по которым учил крестьянских детей...
Сидел себе в Ясной Поляне длиннобородый патриарх, которому не надо платить за свет и газ и которому не досаждают соседи-алкоголики, и рассказывал чистеньким, специально для барина умытым и приодетым мужицким детям о том, как надо жить. Так, например, как "Филлипок". Или — как Лев Николаевич.
Недавно на экранах кинотеатров торжественно демонстрировался новый "Кавказский пленник". Надо сказать, что режиссеру удалось глубже выразить мысль, затронутую Львом Николаевичем. Предметнее, с предельным, почти документальным реализмом. И такой фильм действительно заставляет задуматься: почему люди столь враждебны друг к другу, зачем они воюют.' Более того, появляется фантастическая мечта: сделать так, чтобы все взрослые с планеты исчезли, а остались только дети, не умеющие различать друг друга по национальности или вероисповеданию. Да и о самом вероисповедании ничего еще не знающие.
Я ни в коей мере не противопоставляю кинофильм творчеству великого писателя. Меняются времена, меняется оценка определенных предметов искусства. Да и восприятие меняется.
Но вот почему-то Мцыри мы принимаем безоговорочно, без попыток анализировать или — упаси Боже! — критиковать. Что, кстати, можно сказать о почти всех талантливых произведениях любого времени и любого авторства.
замешенные в дело свидетели; настоянный на травах чай; обледеневший парк;
обезлесевшие пространства; кровеневшая рана; растаявший снег; рассеянный
мальчик; обессиленные люди; раскаявшийся преступник; завешенное окно;
расклеенные марки; немыслимый поступок; неприемлемый случай; обезножившие
лошади; клокочущие волны; навесные мысли; брезжий рассвет; развеваемые
ветром флаги; стелющаяся трава; тяжело дышащий ребёнок; всё видевший и всё
слышавший; пишущая машинка; состарившимся человек; бормочущий старик;
колеблемый ветром камыш; исследуемый район;обещанный обед; оглашенный
список; обтекаемый ответ; оглушенный громом; позолоченный медальон;
определяемая величина; опечалившийся странник. Ненавидящий меня сосед;непреугадаемый результат; значащее событие; преумноживший результаты учёный; слышавший об этом; выздоровевший ребёнок; масленый блин; брошенный камень; купленный билет; лишенный чувства юмора; непуганый зверь ребёнок;
правленный текст; сенные травы; вяленая рыба; драная куртка; рваная рана;
неслыханный случай; опирающийся на трость; опасающийся грозы; опаздывающий
на работу. колеблемый ветром шалаш; строящийся дом; утро, борющееся с ночью; значащий для меня праздник; проверяемое учащимся задание; невидимый самолёт; обвешенный оружием воин; обвешенные продавцом покупатели; расстрелянные партизаны;подстреленные охотником утки; выкачанная из бака нефть; выкаченная из подвала бочка; холодные руки; нежданное происшествие; чванные красавицы; чеканная монета; асфальтированные дороги; мощеный тротуар; белённые стены; незваный гость;
конченый человек; прощенное воскресенье; окоченевшая степь; обледенелый
склон; омещанившийся чиновник; опечатанный кабинет; оплакиваемый всеми;
неопровергаемый факт; (лучше неопровержимый)оприходованный ордер; опустошаемый всеми.