Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением,
например: вода (воды, водный), сады (сад, садик), свинья (свиньи),яйцо (яйца ), говорить (говор, разговор), молодой (молод, молодость, молоденький), жара (жар, жаркий), шалун (шалость).
В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам. Так, безударные неполногласные сочетания ра, ла (врата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и подобные) всегда пишутся с буквой а - это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, оло (ворота, короткий, борозды, голова, волочить).
Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная опроверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.
Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -ементфранцузского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- - немецкий. Сравните: абонемент - абонировать, ангажемент - ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.
При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-).
Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголовбросать, топтать, смотреть, молчать следует привлекать такие слова и формы, как бросить, переброска, топчет, смотрит, смотр, молча, умолкнуть , но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а (заработать – зарабатывать, усвоить – усваивать и т. п.).
Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.
Сравните попарно слова: частота (частый) и чистота (чистый), поласкать (ласка) и полоскать (полощет), пары (мн. ч., ср.пар ) и до поры (ср. до сих пор), леса (мн. ч., ср. лес) и лиса (ср. лисы, лисонька), посидеть (сидя) и поседеть (сед , кр. ф. от седой), развивать (развить) и развевать (веять), разрядить (разряд) и разредить (редкий),осветить (свет, осветит) и освятить (свят, святость), примерять (мерить) и примирять (м. р.).
Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е , так и с о (на письме ё). Сравните: белить (белый) и вела (вёл), село (сёла и сельский ), шелестеть (шелест ) ишелка (шёлк), жемчуга (жемчуг ) и желудей (жёлудь).
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением,
например: вода (воды, водный), сады (сад, садик), свинья (свиньи),яйцо (яйца ), говорить (говор, разговор), молодой (молод, молодость, молоденький), жара (жар, жаркий), шалун (шалость).
В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам. Так, безударные неполногласные сочетания ра, ла (врата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и подобные) всегда пишутся с буквой а - это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, оло (ворота, короткий, борозды, голова, волочить).
Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная опроверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.
Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -ементфранцузского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- - немецкий. Сравните: абонемент - абонировать, ангажемент - ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.
При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-).
Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголовбросать, топтать, смотреть, молчать следует привлекать такие слова и формы, как бросить, переброска, топчет, смотрит, смотр, молча, умолкнуть , но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а (заработать – зарабатывать, усвоить – усваивать и т. п.).
Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.
Сравните попарно слова: частота (частый) и чистота (чистый), поласкать (ласка) и полоскать (полощет), пары (мн. ч., ср.пар ) и до поры (ср. до сих пор), леса (мн. ч., ср. лес) и лиса (ср. лисы, лисонька), посидеть (сидя) и поседеть (сед , кр. ф. от седой), развивать (развить) и развевать (веять), разрядить (разряд) и разредить (редкий),осветить (свет, осветит) и освятить (свят, святость), примерять (мерить) и примирять (м. р.).
Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е , так и с о (на письме ё). Сравните: белить (белый) и вела (вёл), село (сёла и сельский ), шелестеть (шелест ) ишелка (шёлк), жемчуга (жемчуг ) и желудей (жёлудь).
Такие нормы нарушены в следующих примерах:
1. В библиотеке студенты работают с катáлогом.
(орфоэпические, а точнее - акцентологические: неверное ударение)
Корректно: с каталόгом
2. Первокурснику непросто наладить своё бытие в общежитии.
(лексические: смешение паронимов)
Корректно: свой быт
3. Не следует путать интелегентность и интеллект.
(орфографические: неверное написание слова)
Корректно: интеллигентность
4. Покупатель оплатил две пары сапогов.
(морфологические: неверное образование формы множ. числа сущ.)
Корректно: две пары сапог
5. Беспорядо[ш]ное движение молекул стали называть броуновским.
(орфоэпические: неверное произношение слова)
Корректно: беспорядо[ч]ное
6. Вчера, преподаватель проверил наши рефераты.
(пунктуационные: неверная постановка запятой)
Корректно: без запятой
7. Согласно действующего законодательства, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
(грамматические: нарушение управления в предложно-падежном сочетании)
Корректно: согласно действующему законодательству
8. В споре либералиста с коммунистом были затронуты важные вопросы политической жизни России.
(словообразовательные: неверное образование слова)
Корректно: в споре либерала и коммуниста
9. Нами были выявлены многочисленные случаи нарушения журналюгами стилистических норм.
(стилистические: неуместное употребление просторечного слова)
Корректно: случаи нарушения журналистами