Прослушай текст стихотворения Н. Лукошниковой и выполни задания. Я - дочь казахского народа. О, степь моя! Как не любить твой нрав Народ твой добр, земля в соцветьях трав. Здесь бабушка щедра и весела, Как ласточка поит меня с крыла. Здесь мудрый дед осмысливает путь. Кто в стужу к нам решил бы заглянуть Тот был бы и накормлен, и согрет, И шубу с плеч для гостя снимет дед. Живёт в моём ауле старший брат, Душа его - как ценный клад Какой бы груз на плечи ни упал, Он, словно нар, взойдёт на перевал. А младший брат - Во всём мой. Лишь только позову - передо мной. К труду и уважению привык, Он перед старшим гибок, как тростник. Здесь выросла и старшая сестра Приветлива всегда, всегда добра, Её душа как шёлковая нить, Такой сестрой нельзя не дорожить! Аул родной! Ты воспитал меня, Мою любовь до времени храня. Язык казахский мне навеки дал - Сравнятся ль с ним и жемчуг, и коралл? 1. Заполни таблицу, сделав заметки Вопросы для заметок 1) Автор текста 2) Название 3) Эпитеты (яркие прилагательные) по прослушанному тексту. Заметки по прослушанной информации
21. ( ) Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении?
А) однако; Б) даже; В) несмотря на это; Г) следовательно.
22 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
А) стали машины (предложение 5)
Б) корабли в упор палили (предложение 2)
В) вывести из строя (предложение 3)
Г) матросы старались завладеть (предложение 4)
Дополнительная часть
23.
[Я посмотрел на клён и увидел], (как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, остановился на одно мгновение в воздухе и косо начал падать к моим ногам, |чуть шелестя и качаясь|).
24. слитно или раздельно
В скобках:
(-) одной чертой,
(=) двумя чертами
А) Вслед(-) летели телеграммы, потому что(=) времени совсем не было(=).
Б) Ребята побежали навстречу(-) ему так же(=) быстро, как и он сам.
В) Несмотря(=) на занятость, я другу.
Г) Сначала(-) он летал вдвоём(-) с командиром эскадрильи на разведку, потом приехали шефы с концертом.
25. паронимы:
А) человеческий облик – человечный поступок;
Б) орудие труда – холодное (или огнестрельное) оружие.
26. Вставьте буквы.
1) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. 2) Но все же край этот обладает большой притягательной силой. 3) Он очень скромен – так же, как картины Левитана. 4) Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
5) Что можно увидеть в Мещёрском крае? 6) Цветущие или скошеные луга, сосновые боры, поемные и лесные озёра, стога×, |пахнущие сухим и теплым сеном|.
7) В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры... 8) И вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
9) В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота×,
|покрытые ольхой и осиной|, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.
27. главная информация, содержащаяся в тексте.
А) В Мещерском крае заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
28.предложении 6.
6) Цветущие или скошеные луга, сосновые боры, поемные и лесные озёра, стога×, |пахнущие сухим и теплым сеном|. - причастный оборот
29. предложения 9.
Б) простое предложение с однородными членами;
30. нужно ли поставить запятую на место скобки.
[Дорог и памятен для каждого человека тот день], (когда осуществляются его заветные стремления).
Б) запятая нужна, так как это сложноподчинённое предложение с придаточным предложением определительным (день× какой?)
К 21 и 22 заданиям нет текста
21. ( ) Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении?
А) однако; Б) даже; В) несмотря на это; Г) следовательно.
22 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
А) стали машины (предложение 5)
Б) корабли в упор палили (предложение 2)
В) вывести из строя (предложение 3)
Г) матросы старались завладеть (предложение 4)
Дополнительная часть
23.
[Я посмотрел на клён и увидел], (как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, остановился на одно мгновение в воздухе и косо начал падать к моим ногам, |чуть шелестя и качаясь|).
24. слитно или раздельно
В скобках:
(-) одной чертой,
(=) двумя чертами
А) Вслед(-) летели телеграммы, потому что(=) времени совсем не было(=).
Б) Ребята побежали навстречу(-) ему так же(=) быстро, как и он сам.
В) Несмотря(=) на занятость, я другу.
Г) Сначала(-) он летал вдвоём(-) с командиром эскадрильи на разведку, потом приехали шефы с концертом.
25. паронимы:
А) человеческий облик – человечный поступок;
Б) орудие труда – холодное (или огнестрельное) оружие.
26. Вставьте буквы.
1) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. 2) Но все же край этот обладает большой притягательной силой. 3) Он очень скромен – так же, как картины Левитана. 4) Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
5) Что можно увидеть в Мещёрском крае? 6) Цветущие или скошеные луга, сосновые боры, поемные и лесные озёра, стога×, |пахнущие сухим и теплым сеном|.
7) В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры... 8) И вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
9) В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота×,
|покрытые ольхой и осиной|, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.
27. главная информация, содержащаяся в тексте.
А) В Мещерском крае заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
28.предложении 6.
6) Цветущие или скошеные луга, сосновые боры, поемные и лесные озёра, стога×, |пахнущие сухим и теплым сеном|. - причастный оборот
29. предложения 9.
Б) простое предложение с однородными членами;
30. нужно ли поставить запятую на место скобки.
[Дорог и памятен для каждого человека тот день], (когда осуществляются его заветные стремления).
Б) запятая нужна, так как это сложноподчинённое предложение с придаточным предложением определительным (день× какой?)
Лесами - Т.п.
На полянах - П.п.
Кузнечики - И.п.
В воздухе - П.п.
Корой - Т.п.
Земляникой - Т.п.
В небе - П.п
Над верхушками - Т.п
Сосен - Р.п.
Ястребы - И.п.
В тени - П.п.
Осин - Р.п.
Берез - Р.п
Чащу - В.п.
Места - В.п
Запахом - Т.п.
Травы - Р.п.
Корней - Р.п.
Жара - И.п.
К закату - Д.п.
На берег - В.п.
Озера - Р.п.
Озера - сущ, Н.ф. - Озеро, нариц., неод., мн.ч., Р.п., 2 скл.
В тени - сущ., Н.ф. - тень, нариц., неод., ж.р., 3 скл., ед.ч., П.п.
Кузнечики - сущ., Н.ф - кузнечик, нариц., одуш., мн.ч., И.п., 2 скл.