Прослушайте текст и выполните задания. Абай Великий поэт-просветитель. Абай Кунанбаев всегда был и остается символом и гордостью казахского народа. Получивший разностороннее образование в медресе и в обычной русской школе, он стал своего рода реформатором, добивающимся сближения восточной и западной культур. Его перу принадлежат порядка 170 стихотворений и большее количество переводов и поэм. А «Слова назидания» поэта является своего рода методическим пособием нравственного воспитания вот уже нескольких поколений. - Абай Кунанбаев – гений 19 века, выдающаяся личность своей эпохи и всей мировой истории. Это и поэт, и писатель, и общественный деятель. В 14 лет он имел великолепное образование и наравне со старейшинами и аксакалами принимал непосредственное участие в важных для казахского народа спорах и советах биев и волостных правителей. Он был прекрасным оратором, опираясь на традиции и обычаи народа, разрешал даже самые конфликтные ситуации. Абай вырос в интеллектуальной аристократической семье, что, несомненно, наложило отпечаток на всю его жизнь. Особую роль в формировании личности Абая сыграла встреча с политическими ссыльными. Нужно Казахстана 19 века, поскольку в них освещены проблемы образования, воспитания, взаимоотношения власти с народом. Деятельность великого сына казахской степи до сих пор вызывает большой интерес со стороны мирового сообщества. Если у России есть Толстой, у Германии – Гетте, то Абай – выдающаяся личность всего тюркского мира.
1. Определите тему и идею текста.
2. Сделайте обзор содержания прослушанного текста, распределяя главную и второстепенную информацию (по два факта):
Главная информация Второстепенная информация
3.Составьте 5 вопросов - можно в форме интервью на тему "Выдающиеся личности народа Казахстана"(по данному тексту)
4.Выписать числительные прописью , определить разряд
у меня сор
Цитатный план из 4-х пунктов:
1)"Это была головокружительная гонка! "
2)«Ну, Наташенька, родная, покажите сейчас свой характер!"
3)" Опытная гонщица, она действовала сейчас очень хитро."
4)"..Резкий настигающий бросок, чемпионка пересечет линию финиша."
Кульминационный момент:
На стадионе уже увидели показавшихся вдали гонщиц. Наташа шла вплотную за Бабуриной. Алиса не уступала. . Она отчаянно работала руками, старалась вложить всю силу в каждый толчок палкой. Наташа неумолимо шла за ней по пятам своей упрямой, легкой, широкой поступью.
► Морфемный разбор – разбор слова по составу (по морфемам). (Цифра 2)
► Словообразовательный разбор – анализ образования слова. (Цифра 2)
► Морфологический разбор – разбор слова как части речи. (Цифра 3)
► Орфографический разбор – объяснение всех орфограмм., которые есть в слове. (Цифра 6)
► Лексический разбор – указание лексических значений слова, его синонимов и антонимов, его сферы употребления, происхождения и пр. (Цифра 5)
► Синтаксический разбор предложения включает в себя характеристику предложения, его разбор по членам и составление схемы. (Цифра 4)
► Синтаксический разбор словосочетания – полная характеристика словосочетания. (Цифра 4)
► Пунктуационный разбор предложения – объяснение всех знаков препинания, а также в определённых местах пояснение отсутствия знаков препинания в предложении. (Цифра 7)