Проверочная работа №7 «Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь»
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания к нему
(1) В И Даль познакомился с А. С. Пушкиным в 1832 году. (2)Даль, вступивший на литературное
поприще, пришёл услышать мнение уже признанного поэта о своём первом опыте - сборнике «Русские
сказки».
(3) А. С. Пушкин открывал книгу с начала, с конца, где придется, и, радостно посмеиваясь, перебирал
вслух нанизанные Далем ожерелки из чудесных слов, пословиц, поговорок и метких образных словечек.
(4) А.С. Пушкин вьсоко оценивал собранные Далем сокровища русской народной речи. (5) «Что за
роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!» - восклицал поэт (6) За свой словарь В. И.
Даль принялся по настоянию А.С. Пушкина. (7) Любовь к живому русскому слову стала основой прочной
дружбы В.И. Даля с великим поэтом. (8) Осенью 1833 года Даль и Пушкин вместе в течение пяти дней
объезжали исторические места восстания Пугачева (9) В Уральске 23 сентября 1833 года Даль проводил
Пушкина, спешившего в Болдино... (10) А через три года Даль с трепетным вниманием прочтет созданные
великим Пушкиным «Капитанскую дочку и «Историю Пугачёва», где узнает, конечно, знакомые места и
своих друзей. (По Р.М. Коломцевой)
6. В каком предложении содержится основная мысль текста?
1)1 2)3 3)7 4)10
7. Какой заголовок отражает содержание прочитанного текста?
1) Первая встреча
2) История создания толкового словаря
3) Как была написана «Капитанская дочка»
4) Дружба Пушкина и Даля
8. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
1) Для В.И. Даля было важно мнение А.С. Пушкина о его произведениях.
2) В.И. Даль познакомился с А.С. Пушкиным, чтобы услышать мнение поэта о своём словаре.
3) А.С. Пушкин восхищался русскими народными поговорками.
4) В 1833 году А.С. Пушкин поехал в Болдино.
9. Что, по утверждению автора текста, сблизило В.И. Даля и А.С. Пушкина восхищаться тем, что создано молодыми писателями.
2) Стремление создавать произведения на историческую тему.
3) Любовь к живому русскому слову
4) Поездка в Оренбургскую губернию
10. Найдите предложение, в котором автор использует цитирование. Напишите номер этого
предложения.
11. В предложениях 1-3 найдите слово, имеющее следующее значение «суждение, выражающее оценку
чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь». Напишите это слово.
12. В предложении 2 найдите слово, в котором происходит озвончение согласного звука. Напишите это
слово.
13. В предложениях 4-5 найдите слово, имеющее следующий морфемный состав: корень - суффикс -
суффикс. Запишите это слово.
14. Из предложений 7-8 выпишите все предлоги.
15. Из предложения 9 выпишите грамматическую основу.
16. В предложениях 5-6 найдите словоформу, выбор написания которой определяется правилом о
написании падежных окончаний существительных. Выпишите эту словоформу.
17. В приведённом ниже предложении из прочитанного вами текста пронумерованы все занятые.
Выпишите цифры, которые обозначают запятые, выделяющие обособленное обстоятельство.
А.С. Пушкин открывал книгу с начала,(1) с конца,(2) где придётся, (З) и,(4) радостно
посмеиваясь,(5) перебирал вслух нанизанные Далем ожерелки из чудесных слов, (6) пословиц,(7)
поговорок и метких образных словечек.
В школах ввели предмет экологию. На этих уроках мы говорим об окружающем мире, о том, как легко нарушить баланс в природе, а вот восстановить нарушенное очень сложно. Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут.
Если мы отравим землю и воду, то будем дышать отравленным воздухом и питаться непригодной пищей. Люди станут перерождаться в уродов. Чтобы этого не случилось, надо беречь окружающую среду.
Если каждый человек будет соблюдать чистоту в своем дворе, в лесу, где гуляет, на предприятии, на котором работает, насколько изменится все вокруг! Я надеюсь, что люди одумаются, перестанут разрушать землю, на которой живут.
Деловитый-нач.форма-деловитый.как часть речи-прилагательное(какой?-деловитый.)им.падеж.ед.число.качественное прилагательное.муж.род. одуш. неодуш.
грач-нач.форма-Грач.часть речи-существительное(кто?-грач).ед.число. им.падеж.муж.род.одушевленное.
под-начальная форма-ПОД.предлог.
березой-нач.форма-БЕРЕЗА.сущ.не имеет множественного числа.единственное число.имя.творительный падеж.одушевленное.
несет-нач.форма-НЕСЕТ.существ.род.падеж.ед.число.
в-нач.форма -В.предлог.клюве-нач.форма-КЛЮВ.существ.ед.число.предложный падеж.неодушевленное.
веточку-нач.форма-ВЕТОЧКА.существ.винительный падеж.ед.число.неодуш.Формы-веточка,веточке,веточкам.