Проверочная работа.
Односоставные и двусоставные предложения.
12. Среди предложений найдите односоставное безличное. Выберите его номер.
(1) Поговорим о читателе. (2) О нём говорят редко и мало. (3) А между тем читатель — лицо незаменимое. (4) Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина — всего лишь немая и мёртвая груда бумаги.
(5) Все струны, которыми владеет автор, находятся в сердцах у читателей. (6) Иных струн у автора нет. (7) И в зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо.
(По С. Маршаку)
13. Среди предложений найдите односоставные безличные. Выберите их номера.
(1) Небо опять затянуло тучами. (2) Стихать стало только после полудня. (3) Баркас пошёл по заливу, время от времени чертя килем по отмелям. (4) Слева виднелись сопки материка, справа — песчаный остров Удд. (5) На нём гиляцкая деревня, лодки, собаки. (6) Несколько рыбаков удило на берегу.
(7) Римский-Корсаков вспомнил цветущие берега Сахалина. (8) Какие там бухты, прекрасные леса, яркое южное море, тепло! (9) Да, в невесёлом месте приходится сидеть Геннадию Ивановичу из-за петербургских бюрократов!
(По Н. Задорнову)
14. Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Выберите номер этого сложного предложения.
(1) Лежишь на траве? (2) Купаешься в небе? (3) Летишь или падаешь? (4) Дело в том, что ты и сам потерял границы. (5) Ты стал с небо, а небо стало с тебя. (6) Оно и ты стали одно и то же. (7) Не то летишь, возносясь — и это полёт по стремительности равен падению, не то падаешь — и это падение равно полёту. (8) У неба не может быть ни верха, ни низа, и ты это, лёжа в траве, прекрасно чувствуешь.
(По В. Солоухину)
15. Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Выберите номер этого сложного предложения.
(1) Рассказывать в подробностях о 9 мая нет нужды. (2) Всё описано и снято на плёнку. (3) Скажу только, что такого дня более не было в моей жизни. (4) Теперь поют: «Со слезами на глазах». (5) Может, и были слёзы, но я их не помню. (6) Это был день радостного единения и единодушия. (7) Всё доброе, благородное, счастливое, что есть в натурах и природе людей, но часто не имеет выхода, выплеснулось, соединилось и создало общую ауру, общую энергию, общее состояние, общую душу Москвы. (8) В этой общей душе были и свобода, и удаль, и как бы даже желание пуститься в пляс, и свершить несвершимое, и добро, и справедливость, и счастье. (9) Это был день, после которого для нас наступило время «после войны».
(По В. Орлову)
16. Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Выберите номер этого сложного предложения.
(1) Вспомним какое-нибудь занятие, которое мы любим, самое Ну, скажем, катание на коньках. (3) Если мы любим кататься, значит, мы вполне прилично держимся на льду, не хуже других, и уж, во всяком случае, не стыдимся ходить на каток. (4) Кто не может устоять на коньках, тому и мысль о катке ненавистна. (5) А кто не пробовал выйти на лёд, тот равнодушен к катанию.
(6) Катание на коньках само по себе не интересно и не скучно: всё зависит от того, насколько хорошо умеем мы кататься.
(7) И так всё в жизни, тут нет никакого открытия: интерес прячется не в делах, не в занятиях, а в нас самих. (8) Что умеем делать хорошо — то и любим.
(По Н. Козлову)
17. Среди предложений найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное предложение. Выберите номера этих сложных предложений.
(1) В последние годы вновь резко возросла потребность в искусственном языке, достаточно чтобы им можно было овладеть, не прибегая к какого-либо естественного языка. (2) Не за горами тот день, когда мы в вселенной нащупаем достаточно развитую цивилизацию и будем пытаться установить с ней контакт. (3) Тогда нам потребуется язык, которому легко было бы научить внеземлян.
(4) Создать такой язык в 1960 году попытался крупный голландский математик Г. Фрейденталь. (5) Он назвал его «линкос», составив это слово из начальных букв латинского выражения «lingua cosmica», что в переводе значит «язык космоса».
(По Б. Сергееву)
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное
4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое предложение:
5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое) .
6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Если сложное предложение:
5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП) , сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП) .
8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.
9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.