Проверочная работа. Русский язык. 5 класс
"Лексика. Фразеология"
Вариант 2.
1. Укажите неверное утверждение:
А) Слова имеют лексическое и грамматическое значение;
Б) Лексические значения слов изучает лексикология;
В) Грамматические значения слов изучает лексикология;
Г) Центральная единица лексикологии – слово.
2. Определите, какое из перечисленных слов имеет значение "направленный на благо
других, человеколюбивый":
А) порядочный; б) гуманный; в) преданный; г) добрый.
3. Укажите словосочетание, в котором выделенные слова употреблены в переносном
значении:
А) черный мысли; б) седой старик; в) искры костра; г) красный закат.
4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:
А) годы воины Б) площадь треугольника – городская площадь;
В) крутой кипяток – крутой характер;
Г) холодное молоко – холодный взгляд.
5. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
А) затруднение; б) тяжесть; в) осложнение; г) загвоздка.
6. Укажите, к какому слову неверно подобран синоним:
А) пёс – собака; б) говорить – болтун; в) скоростной – быстрый; г) медлить – ползти.
7. Выберите антоним к слову лёгкая ( задача):
А) массивная; б) трудная; в) грузная; г ) решённая.
8. Подберите фразеологизмы со значением обманывать:
А) бросать слова на ветер;
Б) водить за нос;
В) смотреть сквозь пальцы;
Г) валить с больной головы на здоровую.
9. Укажите фразеологизм, значение которого определено неправильно:
А) гнаться за длинным рублем – стремиться найти работу с высокой оплатой независимо
от того, нравится ли она;
Б) строить воздушные замки – предаваться несбыточным мечтам, придумывать
неосуществимые планы;
В) родиться в рубашке – о том, кому всегда сопутствует удача, везение;
Г) кисейная барышня – очень болтливый человек; пустомеля.
10. Объясните значение фразеологизма словами-синонимами:
Чуть свет
Отдых удался.
Наши планы на завтра были умопомрачительные.
Занятие по физкультуре проходило на свежем воздухе.
Друзья выиграли этот конкурс.
Приятели собрались в 8 вечера.
Мое желание совпало с папиными возможностями.
На следующие каникулы мы планируем путешествие во Францию.
Эта экскурсия была увлекательной.
Поездка в Сочи была удивительной.
Встречи с друзьями проходили в дружеской атмосфере.
Эта забава меня не развеселила.
Впечатления от экскурсии были замечательные.
Я получила приглашение на День рождения.
например: презабавный ↔ очень забавный, премилый ↔ весьма милый. Если значение приставки близко к значению приставки пере- (но прямая замена чаще всего невозможна),
например: преградить ↔ перегородить, преобразиться ↔ переделать образ, преодолеть ↔ пересилить что-либо, преподавать ↔ передавать знания. Примечание.
Не путать приставку пре- с приставкой пред-, которая всегда пишется неизименно с буквой е,
например: предчувствовать, предусмотреть, предыдущий, предсказание, представить, предубеждение. Приставка ПРИ- пишется: Если обозначает приближение,
например: приехал, примчался, пригнал. Если обозначает присоединение,
например: приклеил, прибил, привинтил. Если обозначает пространственную близость,
например: привокзальный ↔ около вокзала, приморский ↔ возле моря, пришкольный ↔ около школы. Если обозначает неполноту совершения действия,
например: приоткрыл ↔ открыть не до конца, пригнуться ↔ чуть-чуть нагнуться, прикусить ↔ слегка кусить.