Прямая и косвенная речь( проверочная работа). 3 вариант
1. Расставить знаки препинания. Записать схемы прямой речи.
1. Я только что начал писать новую главу романа но вдруг свет погас и в комнате стало темно произнес писатель.
2. Он [незнакомец] нагнулся к ней и с псина ты откуда Я тебя ушиб О бедная бедная... Ну не сердись не сердись... Виноват
3. Осень говорит я поля хлебом уряжу а весна говорит еще я погляжу
2. Замените прямую речь косвенной.
1. Пугачев сказал Гриневу: «Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве рассказывала мне старая калмычка»
2. «Сегодня холодно», - задумчиво заметил Борис.
3. «Как Ваша поездка в Берлин?» - поинтересовалась Мария у Александры .
3. Расставьте знаки препинания, оформив предложения как цитату.
1. Достойная смерть писал древнеримский историк Тацит лучше постыдной жизни.
2. Я знаю только то что ничего не знаю часто повторял древнегреческий философ Сократ. Другие даже и этого не знают.
3. Б. Эренгросс полагала, что трагическое - это горе, страдание, гибель а комическое - это веселье, радость и смех
4. Исправьте грамматические ошибки:
1. В сказке "Орел-меценат" сокол спрашивал орла, знаешь ли ты о том, что Бонапарт умер.
2. Размышляя о роли поэта и поэзии, А.С.Пушкин говорит, что долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал
3. Автор утверждает, что я это знаю, а не предполагаю
5. Оформите прямую речь как диалог:
Доктор подошёл к мальчику и сказал: «Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?» «Вот», – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.
Смысловая связь устанавливается по вопросу, который задаётся от главного слова к зависимому
По типу главного слова
1) Глагольные — главное слово: глагол, причастие, деепричастие.
Пример: читаю книгу (главное слово слово «читаю», а «книгу» зависимое. От главного слова задаётся вопрос «что». Читаю → что? → книгу.)
2) Именные — главное слово: существительное, прилагательное, числительное и местоимение.
Пример: Интересный рассказ (главное слово «рассказ», а зависимое «интересный».)
3) Наречные — главное слово наречие.
Пример: очень быстро (главное слово «быстро», а зависимое «очень». Задаётся вопрос «как»: быстро → как? → очень.)
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения знаменательных (имеющих самостоятельное смысловое значение) слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также широкое понимание словосочетания: сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения, а также предикативные словосочетания — подлежащее и сказуемое[1].
Петя в последний раз окинул взглядом светящееся нежной голубизной бесконечное морское пространство. На память пришли строки: «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом...»
И все же главное очарование моря составляла для девятилетнего мальчика не живописность его, а исконная таинственность: фосфорическое свечение, скрытая жизнь глубин, вечное движение волн... Полным тайны было и видение взбунтовавшегося броненосца, несколько раз появлявшегося на горизонте