Прямая речь( проверочная работа). ф.и. карточка № 1 расставить знаки препинания. записать схему прямой речи. подчеркнуть в словах автора глаголы "говорения" или слова, речь, обозначающие процесс речи, мышления. 1. первый великий учитель михаил ломоносов говорил смутно пишут о том что смутно себе представляют. 2. защити меня боже от фальшивых друзей сказал однажды александр македонский. от явных моих врагов я и сам сумею себя 3. чайковский утверждал для творчества необходимо не только вдохновение но и труд. 4. кого бог хочет наказать, того сначала лишает разума сокрушался древнегреческий писатель 5. достойная смерть писал древнеримский тацит лучше постыдной 6. я знаю только то, что ничего не знаю часто повторял древнегреческий философ сократ. другие даже и этого не знают. : придумать и вставить в данные предложения слова автора так, чтобы в 1-м и во 2-м примерах слова автора разрывали прямую речь, в 3-м стояли в конце, а в 4-м - в начале предложения. уточнение: слова автора должны эмоционально соответствовать смыслу прямой речи и содержать некоторую информацию об авторе. 1. копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма. 2. где начинается наша река? надо обязательно добраться до ее истоков. 3. тише! слышите, как заливается соловей? 4. ну, барин, беда: буран! (п.) карточка № 2. расставить знаки препинания в предложениях, запишите схемы предложений 3,4,5,6 1. я только что начал писать новую главу романа но вдруг свет погас и в комнате стало темно. 2. к счастью мой сосед был электромонтером и быстро вернул мне свет чтобы я мог дослушать телевизионный концерт классической музыки. 3. я спросил его между прочим вы знаете кто такой паганини? 4. знаю ответил он композитор. а почему вы об этом спросили? 5. может быть вы скажете продолжал я какой это инструмент? 6. обязательно послушайте концерт завтра: будут передавать паганини сказал на прощание монтер. сегодня был моцарт. схемы: 4. 5. 6.
ответ: Прямая речь ( проверочная работа).
Карточка № 1 Расставить знаки препинания. Записать схему прямой речи. Подчеркнуть в словах автора глаголы "говорения" или слова, сопровождающие речь, обозначающие процесс речи, мышления.
1. Первый великий учитель русской литературы Михаил Ломоносов говорил: "Смутно пишут о том, что смутно себе представляют."
А: "П".
2. "Защити меня, Боже, от фальшивых друзей, - сказал однажды Александр Македонский. - От явных моих врагов я и сам сумею себя защитить."
"П, - а. - П".
3. Чайковский утверждал: "Для творчества необходимо не только вдохновение, но и труд".
А: "П".
4. "Кого Бог хочет наказать, того сначала лишает разума", - сокрушался древнегреческий писатель Еврипид.
"П", - а.
5. "Достойная смерть, - писал древнеримский историк Тацит, - лучше постыдной жизни".
"П, - а, - п".
6. "Я знаю только то, что ничего не знаю," - часто повторял древнегреческий философ Сократ. - Другие даже и этого не знают".
"П, - а. - П".
Задание 2: придумать и вставить в данные предложения слова автора так, чтобы в 1-м и во 2-м примерах слова автора разрывали прямую речь, в 3-м стояли в конце, а в 4-м - в начале предложения.
Уточнение: слова автора должны эмоционально соответствовать смыслу прямой речи и содержать некоторую информацию об авторе.
1. "Копаясь в старых бумагах, - взволнованно сказал дед Максим, - я нашел интереснейшие письма".
2."Где начинается наша река? - спросил учитель географии, наш экскурсовод. - Надо обязательно добраться до ее истоков".
3."Тише! Слышите, как заливается соловей?" - неожиданно перебил наш разговор любознательный Ваня.
4. "Ну, барин, беда: буран!" - восклицает ямщик, погоняя лошадей. (П.)
Карточка № 2. Расставить знаки препинания в предложениях, запишите схемы предложений 3,4,5,6
1. Я только что начал писать новую главу романа, но вдруг свет погас, и в комнате стало темно.
2. К счастью, мой сосед был электромонтером и быстро вернул мне свет, чтобы я мог дослушать телевизионный концерт классической музыки.
3. Я спросил его: "Между прочим, вы знаете, кто такой Паганини?"
4. "Знаю, - ответил он, - композитор. А почему вы об этом спросили? "
5. "Может быть, вы скажете, - продолжал я, - какой это инструмент? "
6." Обязательно послушайте концерт завтра: будут передавать Паганини, - сказал на прощание монтер. - Сегодня был Моцарт".
Схемы:
3. А: "П?"
4. "П, - а, - п?"
5. "П, - а, - п".
6."П, - а. - П".
Объяснение: нужно помнить, что постановка знаков препинания в подобных предложениях зависит от того, где находится прямая речь по отношению к словам автора.