Работа с текстом
Почему идёт дождь?
Когда на небе собираются тяжёлые чёрные тучи, люди
говорят: «быть дождю». Чаще всего он, в самом деле,
начинается. Но откуда взялись тучи, и почему из них идёт
дождь? Причина всему этому – Солнце. Оно нагревает
поверхность планеты и воды в океанах, озёрах и реках
превращаются в пар. Он перемешивается с воздухом.
Поднимающийся вверх тёплый воздух рас водяной пар в атмосфере. Остывая, воздух отдаёт часть
своего груза, а невидимый водяной пар снова становится водой.
Из её капелек образуются облака. Внутри тучи крошечные
капельки постепенно разрастаются, собирая всё больше влаги.
Наконец капли становятся такими большими, что уже не
могут удержаться, наверху, воздушными течениями и падают
на землю в виде дождя.
Так развиваются события в тёплый летний день, когда утром
на ярком небе сияет солнце, а во второй половине дня
сгущаются тучи и проливается дождь на землю, иногда
сильный, но короткий ливень. Это местные дожди. Дожди
продолжительные, затяжные, на два - три дня, а то и на
неделю, приносят издалека мощные воздушные вихри – циклоны.
Жителей европейской равнины дождь поливает водой,
испарившейся с поверхности Атлантического океана.
Определив скорость движения циклона, метеорологи могут
предсказать время наступления дождливой погоды.
Задания к тексту
1. Выпиши из текста однокоренные слова. Сделай разбор по составу.
2. Выпиши из текста слово, в котором звуков меньше, чем букв.
Подбери к данному слову однокоренные слова.
3. Выпиши по два слова на каждую орфограмму:
А) парная согласная в корне слова;
Б) безударная гласная в корне слова проверяемая ударением;
В) безударная гласная непроверяемая ударением;
Г) –и- а- после шипящих.
Д) слова с непроизносимой согласной
4. Выпиши из первого абзаца грамматическую основу предложения,
где подлежащее выражено местоимением.
5. Выпиши из текста существительное в Р.п., ж.р., мн.ч..
6. Выпиши все слова в которых есть звук –й- из третьего абзаца
первого предложения.
7. Выпиши из текста три глагола н.в., ед.ч, 1 спр.
8. Из последнего абзаца, последнего предложения выпиши слово, в
котором все согласные звуки твёрдые.
9. Из последнего абзаца, выпиши слово, в котором все согласные звуки
мягкие.
10. Из последнего абзаца выпиши все прилагательные, подчеркни
прилагательные - синонимы.
11. Из этого же абзаца выпиши глагол, со значением «знать заранее,
что произойдёт»
Читай внимательно задания, будь внимателен при
чтении текста.
2. ВК дышит первыми весенними запахами: и тополь, и потемневшая от влаги на солнышке кровля, и ноздреватый снег. (Двоеточие ставится после обобщающего слова, запятые - из-за однородных членов)
3. Я не поняла смысл предложения, извините
4. И падают звезды, ясная серебряные нити. (Деепричастия обособляются)
5. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Сравнения обособляются)
6. Дождь, однако, казалось, зарядил надолго. ("Однако","Казалось" - вводные слова, которые тоже обособляются)
7. Я признаюсь, редко слышала подобный голос, он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый. (Первая запятая из-за однородных сказуемых; вторая - сравнение)
8. Сыр выпал, с ним была плутовка такова. (Сложное предложение)
9. Лиза чуть заметно улыбнулась:"Когда же вы приедете?"(прямая речь)
10. Здесь, на поле Бородина, русская армия покрыла себя неувядаемой славой. (Уточнение)
Каждому особенно дорог тот уголок земли, где рос, где стал человеком. Для меня это Средняя полоса.
Рязанские поля и берёзы, калужские и тульские перелески, Подмосковье, владимирские просёлки, земли тамбовские и воронежские, - это всё мы зовём Средней полосой, имея в виду широкий пояс России, идущий с запада до Урала.
Я очень люблю эту землю. И эта любовь понятна всем, кто сумел приглядеться к красоте Средней России, до самых глубин понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским.
В году мы знаем и длинные ночи, и длинные дни. Мы знаем снег и июльский зной. Одна из прелестей жизни – контрасты и перемены… Летом мы ожидаем осень. Потом рады первому снегу, первым проталинам, первым цветам.
Белый снег белым почти не бывает, он бывает то пепельным, то розовым, то почти синим. Снег скрипит под ногами капустой и пахнет арбузом. Короткие дни без теней. Копны снега на опушке. Цепочка лисьего следа. В лесу глухо. Спешишь засветло вернуться домой.
Каким ослепительно синим бывает небо, когда дни начинают прибавлять, как звенит снег и как постепенно весь снежный мир становится синим!
Сколько дождей разных и непохожих видел я! У этих дождей названия есть: «проливной», «грибной», «обложной», «долгий», «осенний», «зимний», от которого снег покрывается сверкающей коркой, и на деревьях остаются прозрачные ледяные бусы.
Град. Иней. Туманы и росы. Облака, прозрачные или тяжёлые. Изморозь, зимний узор на окнах…
Июль с васильками, ромашками и желтизною хлебов незаметно сменяется задумчивым августом…
Сенокосы и листопады, разливы рек, первый снег и первые ландыши… Есть на земле волшебная Средняя полоса. (В.Песков.)