Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись: - Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть можно! И тиной она поросла. Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг да и правда изменят у нашей речки имя? Возьмут да и назовут её Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем…Обидно! Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной. Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец. Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный. А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным, фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли. Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах. Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее «Болотным ручьём» обозвать? Выписать из текста слова с орфограммами корня, выделить корень. Слова выписать по видам орфограмм
Контрольная работа 6 класс
Местоимение
2 вариант
1. Выберите неверное утверждение.
1) Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, с какой частью речи (существительным, прилагательным, числительным) они соотносятся. Неверно
2) Личные местоимения указывают на лицо или на предмет, о котором идет речь, а также замещают существительные в речи во избежание повторов. Верно
3) Возвратное местоимение себя изменяется по лицам, родам, числам. Верно
4) В предложении притяжательное местоимение является определением. Верно
2. Определите количество местоимений, встречающихся в отрывке из произведения.
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела…
1) 5
2) 2
3) 3
4) 4
3. В названии какого из художественных произведений не используется личное местоимение?
1) А. Куприн. «Как я был актером» (Местоимение я - личное).
2) А.Н.Толстой. «Что мы защищаем» (Местоимение мы - личное).
3) М.Горький. «Мои университеты» (Местоимение мои - притяжательное).
4) В.Шукшин. «Позови меня в даль светлую» (Местоимение меня - личное).
4. В какой из пословиц (поговорок) употреблено возвратное местоимение?
1) Всяк правду любит, и всяк ее губит.
2) Ты да ты, да опять ты, так один ты и будешь.
3) Ваша воля, наша доля.
4) Худой разум сам себе враг. (Возвратное местоимение - себе).
5. В каком ряду все слова являются указательными местоимениями?
1) который, сам, ваш
2) кое-что, сей, каждый
3) это, такой, тот - указательные местоимения.
4) какой, таков, несколько
6. В каком ряду все слова являются определительными местоимениями?
1) весь, иной, сам - определительные местоимения.
2) всякий, такой, твой
3) другой, мой, их
4) ваш, никакой, таков
7. В каком предложении замена выделенного слова словом «каждый» невозможна?
1) Всякий дом хозяином держится.
2) Он ходил по дворам и задавал всякие вопросы. (Замена выделенного слова "всякий" словом «каждый» невозможна).
3) Всякий отдыхающий отмечает необыкновенную красоту этих мест.
4) У всякой пташки свои замашки.
8. Укажите предложение с вопросительным местоимением.
1) Стократ блажен, кто может сном забыться вдали столиц, карет и петухов!
2) Кто раз любил, уж не полюбит вновь…
3) Кто мне пришлет ее портрет? (Предложение с вопросительным местоимением).
4) Блажен, кто знает сладострастье высоких мыслей и стихов!
9. В каком ряду все слова являются неопределенными местоимениями?
1) некто, что-либо, что-нибудь (все слова являются неопределенными местоимениями).
2) чей-то, некого, всякий
3) какой-то, каждый, самый
4) любой, чей, свой
10. В каком случае на месте пропуска пишется Е?
1) НИкто не пришел.
2) Не встретил нИкого из друзей.
3) Ждать уже было нЕкого.
4) Не задавал нИкаких вопросов.
11. В каком случае верно указаны морфологические признаки выделенного местоимения?
Было утро какого-то летнего дня…
1) неопределенное, В.п.
2) определительное, м.р., ед.ч., Р.п.
3) неопределенное, ед.ч., В.п.
4) неопределенное, м.р., ед.ч., Р.п.
12. В каком случае выделенное слово является подлежащим?
Иногда (1) он переворачивал шишку, отдыхал или перебирал перышки на спине. На затылке (2) у него было красное пятнышко. С тех пор пять осеней. И каждую осень я приходил по тихой тропинке к сухой сосне и встречал (3) на ней знакомого дятла. На сосне (4) у него «кузница», и он разбивает на ней шишки…
1) 1 (местоимение он является подлежащим).
2) 2
3) 3
4) 4
13. Укажи местоимения, в которых допущена ошибка:
Нечего взять, не во что не верить, ни к чему не при , некому , некоторые обстоятельства, некого винить, ни в каких условиях, ни кому не говорить, ни о каких причинах.
14. Вставь буквы. Укажи предложения, в которых местоимения пишутся с НИ.
1) НИчего не сказала она ему в ответ.
2) Вокруг нИчего не оставалось, кроме брошенных рыбаками лодок.
3) НЕкоторые молчали и с вниманием слушали.
4) НЕ с кого спрашивать, когда сам виноват.
5) НИчьих голосов мы там не услышали.
6) Мне нЕ к кому было обратиться.
7) Он нИкаким ремеслом не занимался, нИ к кому не ездил.
15. Укажи предложения, в которых допущена ошибка.
1) Ничего мне здесь не нравилось.
2) Несколько спортсменов получили награды.
3) НИ о ком во время путешествия они не вспомнили.
4) О каких-то фактах он даже не догадывался.
5) К некоторым людям он относился с уважением.
16. Укажи предложения, в которых допущена ошибка. Запишите местоимения в исправленном виде.
1) У него нет близких друзей.
2) Мы остановились напротив Него.
3) Мы вели разговор об этом событии.
4) Их вещи он не брал.
5) Я услышал неожиданно.
Утро морозного зимнего февраля в Подмосковье начинается спокойно и тихо. Всю свежесть природы и колкость мороза превосходно передает Григорий Нисский на картине «Февраль. Подмосковье».
Для изображения он подбирает холодные голубые тона, которые естественно сочетаются с розоватыми переливами утреннего неба.
Видно лыжников, которые вышли на прогулку и направляются в сосновый лес. Они спешат насладиться прохладой и оставить следы на не тронутом цивилизацией снегу.
Вдали проплывает поезд, разбавляя белым густым дымом серые большие тучи. Пробуждение только начинается, и в вагонах проводники уже начинают подавать горячий чай путешественникам.
Над бесконечным белоснежным снегом возвышаются электрические столбы – еще одно напоминание о городской суете, которая здесь, казалось бы, не известна.
Цветами художник условно разделяет картину на две части. Это белый снег, местами с голубым оттенком и розово-красные небесные переливы. К горизонту в неизвестность ведет длинное, почти пустое шоссе.
Мне картина кажется красивой. Она передает реальный пейзаж, и при ее осмотре появляется желание укрыться одеялом и пить горячий чай с лимоном. Скоро придет весна, и из-под снежных пухлых сугробов проступит первая зелень и нежные подснежники.
Объяснение: надеюсь