Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, обозначьте
орфограммы.
Утомлё…ый пут..шестве…ик сосредоточе..о осматр..вал окрес…ности отрях..вая
пыль с рва..ых башмаков. Улицы были пусты..ы полны той утре..ей (не)тронутой
свежести какая скапл..вае..ся за ноч.. в маленьком горо..ке окруж..(н,нн)ом полями.
Побежали по улицам св..ркающие ручейки сердито пенясь (во)круг камен..ев и
быстро вертя щепки и гуси..ый пух в лужах воды отр..зилось голубое небо с
плывущ..ми точно крутящ..мися белыми облаками. Вороб..и стаями о..сыпавшие
пр..дорожные вётлы кр..чали так громко и возбуждё..о что (н..)чего нельзя было
ра..слышать за их криком. (По)прежнему было безветре..о. Чу..ствовалась
(по)весе..ему радос..ная торопливая тр..вога жизни. Мощ..(н,нн)ая дорога прорезала по
длине город и в..льнув (в)прав.. ушла по деревя..ому мосту через (не)широкую но
быструю речку.
С моста пр..крас..но прогляд..валось песча..ое дно осв..щ..(н,нн)ое со..нцем где
блестя серебр..(н,нн)ыми чешуйками рас..се..(н,нн)о и бе..порядочно сновали стайки
рыб. Огромный (ч..рно)зелё..ый рак бе..пр..ста..о шевеля дли..ыми усами и ост..вляя
за собой тоненькие б..ро..дки так(же) бе..заботно разгул..вал по речному дну.
Со..нце (на)редкость (не)слепило. На тусклую поверхность его можно было смотреть
и само оно как(бы) разгляд..вало землю ещё (не)начатый день который предстояло
катить до другого края земли. С моста виднелось далеко. В новом доме (на)против
на всех этажах в ящиках (на)встречу со..нцу повернулись цв..ты. Дом украше…ый
цв..тами зан..весками выгл..дел ещё новее. Лучше всего укр..шали дом балко..ые
реш..тки художеснве..ого лит..я которые были сдела..ы после долгих хл..пот.
Кипя
Шипя
Журча
Ворча ,
Струясь ,
Крутясь
Сливаясь .
и т.д. до слов мелькая .шурша ,
Это первое впечатление .Явление водопада поражает .В основном ,описание построено на аллитерации ( звукопись ) ,преобладают "дрожащие ,свистящие ,шипящие согласные звуки" Именно они читателю ярче УСЛЫШАТЬ ЗВУК ВОДОПАДА и представить его .Это большое мастерство поэта и переводчика .
Далее даётся структура развёртывания действия.: картина ширится .становится разнообразнее
Скользя ,обнимаясь ,
Делясь и встречаясь ,
Ласкаясь ,бунтуя ,летя ... до слов взметаясь и пенясь ,ликуя .гремя ".Дана яркая и полная картина ЖИЗНИ водопада .Здесь используются слова и в прямом ,и в переносном значении ( сплетаясь ,морщинясь ,воркуя ,смеясь и болтая - это метафоры - олицетворения )
И наконец .завершение развёртываемой мысли
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом
задоре - так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре !
К особенностям этого стихотворения можно отнести не только многозначность ( сохраняющую общность смысла ( бросаясь ,меняясь ,дрожа ,извиваясь и др .),синонимию (шипя ,журча ,шурша и др ).Эти приемы делают произведение красочным интенсивным ,ярким ,выразительным .
Особенностью этого произведения является его графическое выражение .Мы текст ещё воспринимаем зрительно .Образность усилена автором за счёт его фигурного расположения ,которое вызывает в голове читателя форму ,картину ,строение водопада. Первые строки состоят из двух слогов ,далее слогов уже 3 ,4 постепенно идёт градация - количество слогов доходит до 14 .Всё это не случайно .Ведь и впечатление от водопада нарастает постепенно не только у зрителя .но и у нас ,читателей .
Тема стихотворения- изображение водопада
Основная мысль - восхищение экспрессией ,бурной жизнью .которой живёт водопад Он весь - олицетворение .Гимн жизни!.
Стиль - художественный
тип речи - описание
Причастие в этом тексте одно( в сверкающем ) Оно определяет характеристику ,впечатление от водопада ,зато здесь 52 деепричастия .Деепричастие обозначает добавочное действие к глаголу .Глагол -в тексте тоже один .Но деепричастия блистательно РАСКРАСИЛИ отсутствующие глаголы и показали ярко и ёмко ,КАК ПАДАЮТ бурные воды ..
Деепричастный оборот :"вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре"
По - моему ,блестящее произведение.Эффект яркого впечатления от наблюдения за "действиями" водопада передается с деепричастий .
Нужно иметь свой дом!
План
1. Береговушка в густом лесу.
2. "Вот хороший дом!"
3. "Впустите хозяюшка, переночевать!"
4. "Можно к белкам в дом?"
5. Улетела ласточка домой.
Объяснение: в пунктах плана использованы разные по цели высказывания предложения (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Сложные предложения
Залетела Береговушка в густой лес, смотрит: на высокой ели, на толстом суку выстроен дом. Вот хороший дом,- думает она,- прочный и с крышей. Обмерла Береговушка, сердце камнем упало.
Предложения с однородными членами:
Залетела Береговушка в густой лес, смотрит: на высокой ели, на толстом суку выстроен дом.Весь из сучьев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит- тёплый, мягкий. Подлетела маленькая Береговушка к большому дому, постучала клювиком в стенку и просит жалобным голоском...Отшатнулась прочь, взвилась над лесом да стремглав, без оглядки-наутёк.
Предложение с обращением:
- Впустите хозяюшка, переночевать!