Расставить и объяснить знаки препинания, объяснить правописание Н и НН. Выполнить фонетическую транскрипцию выделенных слов.
1 Старуха перебирая лекарстве..ые травы рассказывала о своей жизни и дети затаив дыхание слушали ее. 2. День выдался ветре..ым и прогулку естественно пришлось отменить. 3. В конце парка росли кипарисы и начинали зацветать магнолии. 4. Несмотря на наличие карты кучер заблудился и заехал аж к торфя..ым болотам. 5. Траурный митинг посвяще..ый памяти павших закончился и солдаты разошлись по казармам. 6. Асфальтирова..ая дорога лентой бежала (в)доль реки и исчезала из виду только на горизонте. 7. Мой отец учас(?)ник Финской войны то(же) пришел в регистрацио..ый центр и председатель разумеется встретил его чрезвычайно вежливо. 8. На столе Пушкина лежали гуси..ые перья и стояла стекля..ая баночка с чернилами. 9. Я впрочем уверен что хорошо знаю эти места но чтобы не заблудиться лучше все(таки) взять с собой карту. 10. Я пол..гаю ты можешь доверять моим ра(с-сс)четам но если сомневаеш(?)ся то лучше проверь.
Общее дело.
Задумали как-то Витя, Дима и Алик двор подмести. Взяли метлы, вышли на улицу и принялись за дело. Алик хотел весь мусор в центр двора смести, уже почти закончил, как вдруг столкнулся с Димой, который мел в противоположном направлении."Ты неправильно делаешь" - сказал Дима - " Надо в угол напротив подъезда сметать". "Нет. Вы оба неправы!" - воскликнул Витя, спеша к ним. Мальчики побросали было метлы, приготовились драться, но тут из подъезда вышла Леночка. Она была примерной девочкой, и очень злилась, когда кто-то с кем-то дрался или ругался. Она подошла к ребятам, и узнав, в чем дело, рассмеялась." Вы зря ссоритесь. Можно ведь придумать что-то, что всех устроит. Это называется компромисс.". Мальчики так и сделали. Они сразу собрали мусор в мешки, никуда его не отгребая.
«История эта неприятная». Пишем слитно, т. к. можно подобрать синоним без не.
1. (Не)льзя читать чужие письма.
Пишем слитно, т. к. слово "нельзя" без не не употребляется.
2. Ромашов (не)связно, но искренне рассказал о вчерашней истории.
Пишем слитно, т. к. ложное противопоставление: противительньный собз не отражает антонимических отношений между однородными членами: несвязно (бессвязно), но искренне.
3. Луна (не)тускла, (не)бледна, (не)задумчива, как у нас, а чиста, прозрачна, как горный хрусталь.
Пишем раздельно, т. к. есть противопоставление.
4. Она вовсе (не)образованнее мужа.
Пишем раздельно, т. к. есть усилительная конструкция вовсе не: она вовсе не образованнее мужа.