Подумать только, как быстро время летит! Не успел я оглянуться, как каникулы кончились и пришла пора идти в школу. Целое лето я только и делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл думать. То есть я читал иногда книжки, только не учебные, а какие-нибудь сказки или рассказы, а так чтоб позаниматься по русскому языку или по арифметике — этого не было. По русскому я и так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было — это задачи решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по арифметике, но потом и перевела в четвертый класс так, без работы.
— Не хочется тебе лето портить, — сказала она. — Я переведу тебя так, но ты дай обещание, что сам позанимаешься по арифметике летом.
Я, конечно, обещание дал, но, как только занятия кончились, вся арифметика выскочила у меня из головы, и я, наверно, так и не вспомнил бы о ней, если б не пришла пора идти в школу. Стыдно было мне, что я не исполнил своего обещания, но теперь уж все равно ничего не поделаешь.е:
Ну и вот, значит, пролетели каникулы! В одно прекрасное утро — это было первого сентября — я встал пораньше, сложил свои книжечки в сумку и отправился в школу. В этот день на улице, как говорится, царило большое оживление. Все мальчики и девочки, и большие и маленькие, как по команде, высыпали на улицу и шагали в школу. Они шли и по одному, и по двое, и даже целыми группами по нескольку человек. Кто шел не спеша, вроде меня, кто мчался стремглав, как на пожар. Малыши тащили цветы, чтобы украсить класс. Девчонки визжали. И ребята тоже некоторые визжали и смеялись. Всем было весело. И мне было весело. Я был рад, что снова увижу свой пионерский отряд, всех ребят-пионеров из нашего класса и нашего вожатого Володю, который работал с нами в году. Мне казалось, будто я путешественник, который когда-то давно уехал в далекое путешествие, а теперь возвращается обратно домой и вот-вот скоро уже увидит родные берега и знакомые лица родных и друзей.
Но все-таки мне было не совсем весело, так как я знал, что не встречу среди старых школьных друзей Федю Рыбкина — моего лучшего друга, с которым мы в году сидели за одной партой. Он недавно уехал со своими родителями из нашего города, и теперь уж никто не знает, увидимся мы с ним когда-нибудь или нет.
И еще мне было грустно, так как я не знал, что скажу Ольге Николаевне, если она меня спросит, занимался ли я летом по арифметике. Ох, уж эта мне арифметика! Из-за нее у меня настроение совсем испортилось.
Тест 1. Правильное объяснение пунктограммы: Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда, подходившего к станции. в) - в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой
Тест 2. Правильные варианты объяснения пунктограмм: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить:(1) У ней особенная стать –(2) В Россию можно только верить. 1: б) двоеточие между частями БСП, 2 часть указывает на причину 2: в) тире между частями БСП, 2 часть указывает на следствие
Тест 3. Правильное объяснение пунктограммы: б) БСП со значением перечисления, ставится запятая Три для и три ночи бушевала Москва, вороньи стаи над ней взлетали высоко от набатного звона.
Тест 4. В таких предложениях в БСП надо поставить двоеточие: а) Её никогда не увидишь за работой: нагибаться, шить, заниматься мелочью нейдёт к её лицу, важной фигуре. б) Прохожий сделал движение, чтобы приподнять голову, но не мог: он, по-видимому, был нездоров или очень утомлён. в) Об одном вас стреляйте скорее. г) Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда.
Тест 5. В таких предложениях между частями БСП точка с запятой: а) Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. б) Наконец мы расстались; я долго следил за нею взором, пока её шляпка не скрылась за кустарниками и скалами.
Тест 6. В таких предложениях между частями БСП надо тире: б) Пробовал идти пешком – (НО) ноги мои подкосились. в) Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу – (А) никого уже нет.
Тест 7. Правильный вариант расстановки знаков препинания: Г 1: 2– 3; 4– Он беспрестанно в движении:(1) понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента –(2) посылают его;(3) нужно написать какой-нибудь проект или при новую идею к делу –(4) выбирают его.
Тест 8. Правильное объяснение пунктограмм: А если это так будет продолжаться,(1) то я сама уйду:(2) я не раба его –(3) я княжеская дочь. 1: б) запятая между частями СПП 2: б) двоеточие между частями БСП, вторая часть указывает на причину 3: в) тире между частями БСП, части противопоставляются
Тест 9. БСП, осложненное прямой речью (знаки препинания расставлены): а) Бурмин пошёл – старушка перекрестилась и подумала: «Авось дело сегодня же кончится!»
Тест 10. Знаки препинания в пословицах расставлены. а) (ЕСЛИ) Худая слава пойдёт – никто замуж не возьмёт. б) (КОГДА) Тонул топор – сулил, а (КОГДА) вытащили – топорища жаль. в) (ЕСЛИ) Тихо пойдёшь – от беды не уйдёшь, (ЕСЛИ) шибко пойдёшь – на беду набредёшь. г) (КОГДА) Снега надует – хлеба прибудет, (КОГДА) вода разольётся – сена наберётся.
Глава 1
Подумать только, как быстро время летит! Не успел я оглянуться, как каникулы кончились и пришла пора идти в школу. Целое лето я только и делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл думать. То есть я читал иногда книжки, только не учебные, а какие-нибудь сказки или рассказы, а так чтоб позаниматься по русскому языку или по арифметике — этого не было. По русскому я и так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было — это задачи решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по арифметике, но потом и перевела в четвертый класс так, без работы.
— Не хочется тебе лето портить, — сказала она. — Я переведу тебя так, но ты дай обещание, что сам позанимаешься по арифметике летом.
Я, конечно, обещание дал, но, как только занятия кончились, вся арифметика выскочила у меня из головы, и я, наверно, так и не вспомнил бы о ней, если б не пришла пора идти в школу. Стыдно было мне, что я не исполнил своего обещания, но теперь уж все равно ничего не поделаешь.е:
Ну и вот, значит, пролетели каникулы! В одно прекрасное утро — это было первого сентября — я встал пораньше, сложил свои книжечки в сумку и отправился в школу. В этот день на улице, как говорится, царило большое оживление. Все мальчики и девочки, и большие и маленькие, как по команде, высыпали на улицу и шагали в школу. Они шли и по одному, и по двое, и даже целыми группами по нескольку человек. Кто шел не спеша, вроде меня, кто мчался стремглав, как на пожар. Малыши тащили цветы, чтобы украсить класс. Девчонки визжали. И ребята тоже некоторые визжали и смеялись. Всем было весело. И мне было весело. Я был рад, что снова увижу свой пионерский отряд, всех ребят-пионеров из нашего класса и нашего вожатого Володю, который работал с нами в году. Мне казалось, будто я путешественник, который когда-то давно уехал в далекое путешествие, а теперь возвращается обратно домой и вот-вот скоро уже увидит родные берега и знакомые лица родных и друзей.
Но все-таки мне было не совсем весело, так как я знал, что не встречу среди старых школьных друзей Федю Рыбкина — моего лучшего друга, с которым мы в году сидели за одной партой. Он недавно уехал со своими родителями из нашего города, и теперь уж никто не знает, увидимся мы с ним когда-нибудь или нет.
И еще мне было грустно, так как я не знал, что скажу Ольге Николаевне, если она меня спросит, занимался ли я летом по арифметике. Ох, уж эта мне арифметика! Из-за нее у меня настроение совсем испортилось.
Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда, подходившего к станции.
в) - в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой
Тест 2. Правильные варианты объяснения пунктограмм:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:(1)
У ней особенная стать –(2)
В Россию можно только верить.
1: б) двоеточие между частями БСП, 2 часть указывает на причину
2: в) тире между частями БСП, 2 часть указывает на следствие
Тест 3. Правильное объяснение пунктограммы:
б) БСП со значением перечисления, ставится запятая
Три для и три ночи бушевала Москва, вороньи стаи над ней взлетали высоко от набатного звона.
Тест 4. В таких предложениях в БСП надо поставить двоеточие:
а) Её никогда не увидишь за работой: нагибаться, шить, заниматься мелочью нейдёт к её лицу, важной фигуре.
б) Прохожий сделал движение, чтобы приподнять голову, но не мог: он, по-видимому, был нездоров или очень утомлён.
в) Об одном вас стреляйте скорее.
г) Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда.
Тест 5. В таких предложениях между частями БСП точка с запятой:
а) Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро.
б) Наконец мы расстались; я долго следил за нею взором, пока её шляпка не скрылась за кустарниками и скалами.
Тест 6. В таких предложениях между частями БСП надо тире:
б) Пробовал идти пешком – (НО) ноги мои подкосились.
в) Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу – (А) никого уже нет.
Тест 7. Правильный вариант расстановки знаков препинания:
Г 1: 2– 3; 4–
Он беспрестанно в движении:(1) понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента –(2) посылают его;(3) нужно написать какой-нибудь проект или при новую идею к делу –(4) выбирают его.
Тест 8. Правильное объяснение пунктограмм:
А если это так будет продолжаться,(1) то я сама уйду:(2) я не раба его –(3) я княжеская дочь.
1: б) запятая между частями СПП
2: б) двоеточие между частями БСП, вторая часть указывает на причину
3: в) тире между частями БСП, части противопоставляются
Тест 9. БСП, осложненное прямой речью
(знаки препинания расставлены):
а) Бурмин пошёл – старушка перекрестилась и подумала: «Авось дело сегодня же кончится!»
Тест 10. Знаки препинания в пословицах расставлены.
а) (ЕСЛИ) Худая слава пойдёт – никто замуж не возьмёт.
б) (КОГДА) Тонул топор – сулил, а (КОГДА) вытащили – топорища жаль.
в) (ЕСЛИ) Тихо пойдёшь – от беды не уйдёшь, (ЕСЛИ) шибко пойдёшь – на беду набредёшь.
г) (КОГДА) Снега надует – хлеба прибудет, (КОГДА) вода разольётся – сена наберётся.