Наука, занимающаяся изучением слов Лексикология (лексис + логос: и то и другое значили в древнегреческом языке "слово", таким образом, лексикология - это "слово о слове", или наука о словах).
Слово - наиболее конкретная единица языка.
Дать точное определение слова очень трудно. Многие лингвисты готовы были отказаться от этого понятия.
Ф. де Соссюр писал: "Понятие слова несовместимо с нашим представлением о конкретной единице языка.. Не в слове следует искать конкретную единицу языка".
В советской лингвистике вопрос о слове решался по-разному. На вопрос что такое слово пытались ответить Щерба, Смирницкий, Сепир.
Универсального определения слова нет, но тем не менее существует огромное количество определений слова с точки зрения разных разделов языкознания:
Фонетическое:
С– единица, в которой слоги распределены вокруг ударного слога
Морфологическое:
С– сочетание корня и аффиксов
(но есть языки, где где слово=корень или аффиксы неотделимы от корня)
СЕМАНТИЧЕСКОЕ:
С– единица, которая соотносится с обозначаемым понятием об объекте
(НО словосочетания тоже выражают понятия, как и предложения)
Синтактическое:
С– единица в составе предложения
(Но морфема тоже единица в составе предложения)
Место слова как единицы языка - это место, среднее между морфемами как низшими единицами и предложениями как высшими. Слово минимально может состоять из одной морфемы (одноморфемные слова: здесь, метро, беж, очень, вот, как, нет и др.) и максимально может стать предложением.
Собственная функция слов в языке - это функция называния, номинативная. Словами мы называем вещи, явления, существа. Слова прежде всего - это названия. Но так как слова состоят из морфем, а морфемы выражают понятия, то и слова в той или другой мере выражают понятия.
Слово, называя, имеет перед собой не одну вещь, а класс вещей. Так, слово стол может служить названием любого отдельного стола, но оно предназначено в языке для названия любых столов, целого класса вещей.
Итак, слово - это значимая самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинативная; в отличие от морфем, слово самостоятельно, грамматически оформлено по законам данного языка и обладает лексическим и грамматическим значением.
Лексическое значение слова изучает такая наука как Семантика. В качестве самостоятельной дисциплины семантику выделяют в конце 19 века, хотя проблемы значения волновали ученых с древних времен.
Изучать лексическое значение довольно сложно. Значение слова - очень сложное и тонкое явление, т.к. оно многогранно.
Конкурируют понятия ЗНАЧЕНИЕ и СМЫСЛ.
ЗНАЧЕНИЕв системе языка постоянно значение, зашифрованное в слове.
СМЫСЛ– контекстуальное значение.
Когда лингвисты дают определение слова, они исходят из того, что слово - это знак, т.к. обладает формой, содержанием и указывает на некий внешний объект (референт, денотат). Это сочетание 3х сущностей в слове принято изображать в виде треугольника, который изображен по-разному.
Один из изображения связи формы, содержания и референта -
Треугольник Огдена и Ричардса/Семиотический/Семантический ("значение значения")
Этот треугольник показывает природу лексического значения. Он говорит о том, что лексическое значение показывает соотношение между формами слова, объектом, а который это слово указывает, и понятием о нем.
Основой лексического значения является понятие (ядро). Кроме ядра выделяют еще коннотации.
Коннотации - это устойчивые ассоциации с данным объектом в конкретной культуре или у конкретного индивида. Часто эти коннотации не имеют отношения к прямым свойствам объекта.
Сочинение «Письмо моему дедушке»Горшкова Алина Евгеньевна - призер краевого этапа Всероссийского конкурса "Гренадеры, вперед"Здравствуй, дорогой прадедушка Яша!Пишет тебе твоя правнучка Алина.Хочу поздравить тебя с Днем Победы над фашистской Германией! Этот день одновременно и радостный, и грустный для всех нас. Радостный, потому что уже 66 лет над нашей страной мирное небо, а грустный, потому что все эти годы мы помним, какой ценой досталась нам эта Победа. Тысячи юных мальчишек, бросив дом, оставив родных и близких, вступили в ряды Красной Армии и отправились на фронт защищать свой дом, свою семью, свою Родину. Среди них был и ты, мой прадедушка! Тебе тогда было всего 20…По твоим рассказам о войне я поняла, как тяжело досталась тебе эта Победа. Ты рассказывал, что одно из твоих первых сражений произошло осенью 1941 года у Брестской крепости, а потом ты принимал активное участие в освобождении городов Лида, Минска, Сталинграда, Москвы, Курска, Берлина и Дрездена. Ты дорогами войны от начала до конца: от Белоруссии до Германии. Многих друзей ты потерял и похоронил за это время. Но ничто не смогло сломить тебя, как и многих других молодых ребят, ведь каждый из вас понимал, что защищает свою землю, своих детей, жену, мать. Дорогой ценой достались тебе ордена и медали, а твой подвиг был отмечен благодарственными письмами от самого Сталина: 14 апреля 1944 года – за освобождение Тернополя, 19 января 1945 г – за взятие Кракова, 28 января 1945 г – за взятие Тамбова, 31 марта 1945 г – за освобождение польских городов Бескау и Ративога, 2 мая 1945 г – за взятие Берлина и победу над Германией. Но ты говорил, что главным для каждого солдата были не награды, а мирное небо и счастливая жизнь, которые они подарили своим будущим детям. А значит – нам!Много лет после тех страшных для нашей страны событий. И я хочу сегодня от имени всех детей сказать тебе, дедушка, и всем солдатам, за ваш великий подвиг, который вы совершили в те тяжелые годы за мирное небо, за счастливое детство! От вас зависела Победа, и вы не подвели! Я горжусь тобой, прадедушка Яша!Твоя правнучка Алина.
Наука, занимающаяся изучением слов Лексикология (лексис + логос: и то и другое значили в древнегреческом языке "слово", таким образом, лексикология - это "слово о слове", или наука о словах).
Слово - наиболее конкретная единица языка.
Дать точное определение слова очень трудно. Многие лингвисты готовы были отказаться от этого понятия.
Ф. де Соссюр писал: "Понятие слова несовместимо с нашим представлением о конкретной единице языка.. Не в слове следует искать конкретную единицу языка".
В советской лингвистике вопрос о слове решался по-разному. На вопрос что такое слово пытались ответить Щерба, Смирницкий, Сепир.
Универсального определения слова нет, но тем не менее существует огромное количество определений слова с точки зрения разных разделов языкознания:
Фонетическое:
С– единица, в которой слоги распределены вокруг ударного слога
Морфологическое:
С– сочетание корня и аффиксов
(но есть языки, где где слово=корень или аффиксы неотделимы от корня)
СЕМАНТИЧЕСКОЕ:
С– единица, которая соотносится с обозначаемым понятием об объекте
(НО словосочетания тоже выражают понятия, как и предложения)
Синтактическое:
С– единица в составе предложения
(Но морфема тоже единица в составе предложения)
Место слова как единицы языка - это место, среднее между морфемами как низшими единицами и предложениями как высшими. Слово минимально может состоять из одной морфемы (одноморфемные слова: здесь, метро, беж, очень, вот, как, нет и др.) и максимально может стать предложением.
Собственная функция слов в языке - это функция называния, номинативная. Словами мы называем вещи, явления, существа. Слова прежде всего - это названия. Но так как слова состоят из морфем, а морфемы выражают понятия, то и слова в той или другой мере выражают понятия.
Слово, называя, имеет перед собой не одну вещь, а класс вещей. Так, слово стол может служить названием любого отдельного стола, но оно предназначено в языке для названия любых столов, целого класса вещей.
Итак, слово - это значимая самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинативная; в отличие от морфем, слово самостоятельно, грамматически оформлено по законам данного языка и обладает лексическим и грамматическим значением.
Лексическое значение слова изучает такая наука как Семантика. В качестве самостоятельной дисциплины семантику выделяют в конце 19 века, хотя проблемы значения волновали ученых с древних времен.
Изучать лексическое значение довольно сложно. Значение слова - очень сложное и тонкое явление, т.к. оно многогранно.
Конкурируют понятия ЗНАЧЕНИЕ и СМЫСЛ.
ЗНАЧЕНИЕв системе языка постоянно значение, зашифрованное в слове.
СМЫСЛ– контекстуальное значение.
Когда лингвисты дают определение слова, они исходят из того, что слово - это знак, т.к. обладает формой, содержанием и указывает на некий внешний объект (референт, денотат). Это сочетание 3х сущностей в слове принято изображать в виде треугольника, который изображен по-разному.
Один из изображения связи формы, содержания и референта -
Треугольник Огдена и Ричардса/Семиотический/Семантический ("значение значения")
Этот треугольник показывает природу лексического значения. Он говорит о том, что лексическое значение показывает соотношение между формами слова, объектом, а который это слово указывает, и понятием о нем.
Основой лексического значения является понятие (ядро). Кроме ядра выделяют еще коннотации.
Коннотации - это устойчивые ассоциации с данным объектом в конкретной культуре или у конкретного индивида. Часто эти коннотации не имеют отношения к прямым свойствам объекта.
Компоненты лексического значения:
Это как пример