Расставить знаки препинания, составить схемы предложений и определить типы предложений 1) Этикой учеными определяется наука об отношениях между людьми и об обязанностях вытекающих из этих отношений
2) Именно потому что я знаю что может дать миру наука я буду продолжать свои усилия чтобы заставить ее служить счастью людей
3) Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём
4) Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет
1. Эта аллея проходит прямо посередине нашего района.
аллея - подлежащее, проходит - сказуемое
2. Благодаря хвойным деревьям воздух здесь был легкий и прозрачный.
воздух - подлежащее, был легкий и прозрачный - сказуемое
3. С утра дул ветер, а небо хмурилось, но днем погода улучшилась, и мы пошли на рыбалку.
ветер - подлежащее, дул - сказуемое;
небо - подлежащее, хмурилось - сказуемое;
погода - подлежащее, улучшилась - сказуемое;
мы - подлежащее, пошли - сказуемое.
4. Великая Отечественная война закончилась победой русских 9 мая 1945 года.
война - подлежащее, окончилась - сказуемое.
5. Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться.
ягнёнок - подлежащее, зашёл - сказуемое.
6. Путники вошли в пещеру.
путники - подлежащее, вошли - сказуемое.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.
P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Объяснение: