Расставить знаки препинания. Записать схему прямой речи. Подчеркнуть в
словах автора глаголы "говорения" или слова, сопровождающие речь,
обозначающие процесс речи, мышления.
1. Первый великий учитель русской литературы Михаил Ломоносов говорил смутно
пишут о том что смутно себе представляют.
2. Защити меня Боже от фальшивых друзей сказал однажды Александр
Македонский. От явных моих врагов я и сам сумею себя защитить.
3. Чайковский утверждал для творчества необходимо не только вдохновение но и
труд.
4. Кого Бог хочет наказать, того сначала лишает разума сокрушался
древнегреческий писатель Еврипид.
5. Достойная смерть писал древнеримский историк Тацит лучше постыдной жизни.
6. Я знаю только то, что ничего не знаю часто повторял древнегреческий философ
Сократ. Другие даже и этого не знают.
2. Придумать и вставить в данные предложения слова автора так, чтобы в 1-м
и во 2-м примерах слова автора разрывали прямую речь, в 3-м стояли в
конце, а в 4-м - в начале предложения.
Уточнение: слова автора должны эмоционально соответствовать смыслу прямой
речи и содержать некоторую информацию об авторе.
1. Копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма. 2. Где начинается наша
река? Надо обязательно добраться до ее истоков. 3. Тише! Слышите, как заливается
соловей? 4. Ну, барин, беда: буран! (П.)
В корне слова удвоенные согласные пишутся в заимствованных словах, об их написании справляемся в словаре. Есть еще такое правило: в производных словах СОХРАНЯЕТСЯ двойное написание согласных. Например: колОсс--колоссальный, компромисс-бескомпромиссный, кросс--кроссовки. Исключения: кристалл--кристальный, кристально; тонна-полуторатонка, колонна-колонка (редактора, водо-,бензо-);финны-финка, оперетта-опереточный, оперетка; Буденный-буденовка; манная крупа, манник--манка; антенна-- антенщик, антеночка
1. Тесно торчали на грядках, перепутанные горохом, бурые листья.
[Запятыми выделен причастный оборот]
2. Запряженные в сохи и бороны лошади были сытые и крупные.
3. На небе задумчиво замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката.
[Обособленное определение → прилагательное с зависимыми словами]
4. Крепко привязанные к молодым дубкам, добрые кони наши терпели страшную пытку от нападения овода.
[Запятыми выделен причастный оборот]
5. А иногда он проснётся такой бодрый, свежий, весёлый.
[Однородные определения]
6. Клокочет голос меди трудовой в осенний полдень, сумрачный и мглистый.
[однородные определения → выражен несколькими прилагательными]
7. Лесом чистым и дремучим ехал всадник.
8. Лошади, вытянувшие головы, и всадники, согнувшиеся над ними, показывались на мгновенье на белом фоне неба.
[Запятыми выделены причастные обороты]
9. Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся.
[Запятыми выделены уточняющее обособленное дополнение, деепричастие]
10. В своей глуши мудрец пустынный=, Ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил=, и раб судьбу благословил=.
[Запятые между частями сложного предложения с разными видами связи]