Раздел: Экология: нефтяная и ядерная промышленность. Тема: Пути решения экологических проблем нефтяной промышленности. Императивные (побудительные) предложения.
Цель урока для учащихся: узнать, какие существуют пути решения экологических проблем нефтяной промышленности; для чего используются императивные (побудительные) предложения.
Ключевые слова: экология, экологические последствия, нефтяная промышленность, парниковый эффект, природосберегающая технология.
Термины: императивное (побудительное) предложение, глагол в повелительном наклонении.
Этапы урока
Рассмотри коллаж
Выброс нефти из танкера«Эксон Валдиз» — авария танкера компании Exxon «Эксон Валдиз». Авария произошла 23 марта 1989 года у берегов Аляски. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров.
Торри Каньон разлива нефти был один из мировых наиболее серьезных разливов нефти. Супертанкер SS Торри Каньон сел на мель на риф у юго-западного побережья Великобритании в 1967 году, разлив примерно 25-36 млн галлонов (94-164 млн литров) нефти.
Взрыв нефтяной платформы DeepwaterHorizon — авария (взрыв и пожар), произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе DeepwaterHorizon на месторождении Макондо.
Последовавший после аварии разлив нефти стал крупнейшим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку.
- Какие последствия аварий танкеров, разливов нефти в море описаны в текстах?
- Определи основную мысль текстов.
- Напиши, какая скрытая информация заключена в текстах?
2. Изучив дополнительный материал, объясни, что такое парниковый эффект? Чем он опасен для Земли?
3. Практикум
Задание №1
Прочитайте словосочетания.
Природосберегающая технология; специальный реагент; утилизация газа; высокие экологические стандарты деятельности; бактерии-деструкторы; использование малоотходных технологий; улавливание углекислого газа; экологически чистая технология извлечения природных ресурсов; комплексная автоматизация процессов добычи, транспортировки хранения нефти.
Что обозначают приведенные словосочетания? К какому стилю речи они относятся? Как образованы выделенные слова? Как вы думаете, какова основная мысль текста, составленного на их основе?
Задание №2
Преобразуйте приведенные предложения в императивные предложения, запишите их. Используйте разные формы глаголов, при необходимости измените структуру предложений. Какие из предложений вы сделаете восклицательными?
Чтобы сохранить равновесие в природе, не надо выбрасывать отходы в реки, моря, не надо загрязнять их.
Высшее призвание человека в том, чтобы изменять мир- сделать его лучшим, более осмысленным.
Природу лучше всего подчинить, повинуясь ей.
Природу нужно беречь, как мы бережем человека: потомки никогда не простят нам опустошения земли!
Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам- часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь?
4. Подведем итоги
Запишите кратко свое мнение
Экологические проблемы нефтяной промышленности можно избежать, если...
2. Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть .(теперь же - уточнение, после половодья - уточняющие)
3. Где-то там, на просторах Азии, родилась эта то затухающая, то вспыхивающая вражда .(где-там - уточняемые, на просторах Азии - уточняющие)
4 .Я решил остаться ещё на день, заночевав в лесу, в версте от озера. (в лесу - уточнение, в версте от озера - уточняющие)
5.В небе по ночам грохотал гром, а днем, ближе к полудню, пел жаворонок.(днем - уточнение, ближе к полудню - уточняющие)
6 .Молодая девушка, лет двадцати, радушно улыбаясь, пригласила меня в гостиную . (девушка - уточнение, лет двадцати - уточняющие)
7 Здесь, на лесистом берегу пруда, он, утомленный, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве, утопая в ней. (здесь - уточнение, на лесистом берегу - уточняющие)
2) Его произведения давали кучу эмоций( нарушение стиля )
3) В конце всё кончилось плохо - она попала в колонию( тавтология)
4) В мире столько много людей, но доброе ли у них сердце?( нарушение грамматической логики)
5) Талант воспитания дан не кажному( использование просторечного слова)
6) Что было бы, если бы наши бабушки не придавали никаких сил к нашему воспитанию( разрушен фразеологизм)
7) остаётся только разводить плечами( разрушен фразеологизм)
8) Сидя дома на диване, мои глаза нередко упёрты( нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом )