1. Лесник вывел нас на огромную поляну и, хотя уже был поздний час, показал звероферму. (уступительный)
2. Песчаная дорога ведет к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка.
3. Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон. (следственный)
4. Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве. (изъяснительный)
5. В тёмных окнах, где кротко мерцали лампады, был разлит безмятежный покой.
6. Она подумала о том, что хорошо бы остановить эту старуху и расспросить её.
7. Здесь, где на чёрных густых прогалинах обозначились резкими пятнами проблески лунного света, ему захотелось вернуть
8. Отец спросил её, чем она намерена заниматься.
9. Она много говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса посматривала и мужа. (целевой)
10. Теперь, когда всё было кончено, не имело смысла сердиться. (временной)
11. Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то, что он сам работал полным ходом. (уступительный)
12. В открытую дверь было видно луну, яркий свет которой странным образом преобразил пустынную улицу.
13. Уместно будет напомнить, что язык создается народом. (изъяснительный)
14. Я строго рассчитал время, чтобы успеть на урок. (целевой)
15. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады. (причинный)
В некоторых предложениях есть слова, выполняющие роль союзного слова, но при этом сохраняющие признаки своей части речи, поэтому я их выделять не стала.
Каждый человек стремится быть культурным. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли — это речевая культура. Мы учимся правильной речи и во время работы над изложением, так как, упражняясь в изложении живой устной речи, мы овладеваем живым русским языком.
Работая над изложениями по произведениям художественной литературы, запоминая речь людей, великолепно владеющих русским языком, вы научитесь отбирать слова, строить предложения, правильно их произносить и писать.
В процессе изложения текста ученик постоянно обращается к своему словарному запасу, который активно пополняется новыми словами и понятиями, а также происходит эмоциональное восприятие и обогащение речи. Изложения учат воспринимать речь на слух. Они обучают слушанию как деятельности.
Изложения учат запоминать. Учёными доказано: если текст специально не заучивать, он удерживается в памяти примерно десять секунд. Что же делать, если информация «стирается» так быстро? Чтобы содержание текста запомнилось и стало понятным, текст нужно проанализировать. Именно это мы и учимся делать, когда пишем изложения. Изложения активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие и, конечно, речь. А развитая речь — это основа уверенности и успеха. >Изложения с творческим заданием не менее ценны чем сочинения, и к тому же они в обучении сочинению. Творческое задание написать продолжение или начало к предложенному тексту, по существу, является заданием написать маленькое сочинение на заданную тему.
1. Лесник вывел нас на огромную поляну и, хотя уже был поздний час, показал звероферму. (уступительный)
2. Песчаная дорога ведет к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка.
3. Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон. (следственный)
4. Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве. (изъяснительный)
5. В тёмных окнах, где кротко мерцали лампады, был разлит безмятежный покой.
6. Она подумала о том, что хорошо бы остановить эту старуху и расспросить её.
7. Здесь, где на чёрных густых прогалинах обозначились резкими пятнами проблески лунного света, ему захотелось вернуть
8. Отец спросил её, чем она намерена заниматься.
9. Она много говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса посматривала и мужа. (целевой)
10. Теперь, когда всё было кончено, не имело смысла сердиться. (временной)
11. Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то, что он сам работал полным ходом. (уступительный)
12. В открытую дверь было видно луну, яркий свет которой странным образом преобразил пустынную улицу.
13. Уместно будет напомнить, что язык создается народом. (изъяснительный)
14. Я строго рассчитал время, чтобы успеть на урок. (целевой)
15. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады. (причинный)
В некоторых предложениях есть слова, выполняющие роль союзного слова, но при этом сохраняющие признаки своей части речи, поэтому я их выделять не стала.
Работая над изложениями по произведениям художественной литературы, запоминая речь людей, великолепно владеющих русским языком, вы научитесь отбирать слова, строить предложения, правильно их произносить и писать.
В процессе изложения текста ученик постоянно обращается к своему словарному запасу, который активно пополняется новыми словами и понятиями, а также происходит эмоциональное восприятие и обогащение речи. Изложения учат воспринимать речь на слух. Они обучают слушанию как деятельности.
Изложения учат запоминать. Учёными доказано: если текст специально не заучивать, он удерживается в памяти примерно десять секунд. Что же делать, если информация «стирается» так быстро? Чтобы содержание текста запомнилось и стало понятным, текст нужно проанализировать. Именно это мы и учимся делать, когда пишем изложения. Изложения активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие и, конечно, речь. А развитая речь — это основа уверенности и успеха.
>Изложения с творческим заданием не менее ценны чем сочинения, и к тому же они в обучении сочинению. Творческое задание написать продолжение или начало к предложенному тексту, по существу, является заданием написать маленькое сочинение на заданную тему.