Великий русский писатель А. М. Горький утверждает: «Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова». Действительно, язык настолько богат и обладает такими неисчерпаемыми возможностями для говорящего на нем человека, что любая мысль, даже самая сложная, может быть передана им, причем простыми и ясными словами. В художественном тексте эти «простые и ясные слова создавать образы, и здесь на писателю приходят изобразительные средства языка. Н. Тэсс рассказывает о драматической ситуации: в мирный летний день при большом скоплении народа на якоре, поднятом из моря, увидели бомбу. Было принято решение вызвать сапёров, но ждать их было опасною, и капитан принимает решение «уйти из порта в море и там попытаться утопить бомбу». Писательница очень талантливо изображает происходящее. Особенно ярким получился у неё образ «черной гостьи» из бомбы. Обратимся к предложению №9. В нём есть антитеза: «прекрасен и тих летний день» и ужасна «чёрная гостья, вернувшаяся из она «со злобным упорством напоминала о военных днях». В этом же предложении есть эпитет (упорство названо «злобным»); метафора «чёрная гостья» в тексте используется несколько раз (предложение этих изобразительныхсредств показана трагичность происходящего. Очень интересно предложение 36. В нём используется олицетворение: бомба описана, как нечто живое, она похожа на какое-то страшное морское существо: безвольно уходит на ожидающее её последнее ложе, «злые щупальца чёрной гостьи уже не смогут дотянуться до белого света, принести беду и смерть».Здесь тоже простые, понятные слова, но очень ёмкие выразительные средства: эпитеты «шумно и безвольно», «злые»; фразеологизм «белый свет». Всё это усиливает эмоциональное восприятие изображаемого… Таким образом, на примере текста Т.Н. Тэсс мы убеждаемся, что «простые и ясные слова», попавшие в руки писателя-мастера нам яснее представить картину происходящего, понять авторский замысел, «услышать» мысли героев, узнать, какие чувства они испытывали
рассказать-расс-ка-зать(3 слога)
р(р) -согл, звон, твёрд,непарн.
а(а) -гл, неударн
с(с) -согл, глух, твёрд, парн
с(-) звука нет
к(к) -согл, глух, твёрд, парн
а(а) гл, бузударн
з(з) -согл, звон, твёрд, парн
а(а) -гл, ударн
т(т') -согл, мягк, глух,парн
ь(-)
10 букв, 8 звуков, 3 гласных, 7 согл
лениться-ле-нить-ся
л(л') -согл, мягк, звон, непарн
е(э) -гл, ударн
Н(н') -согл, мягк, звон, непарн
и(и) -гл, без ударн
т(т') -согл, глух, мягк, парн
ь(-)
с(с') -согл, мягк, глух, парн
я(йа)
й(й) -согл, звон, мягк, непарн
а(а) -гл, бузударн
8букв, 8звуков, 3 глас, 5согл