решить экзамен до 14.00 1. Рассказать о постановке знаков препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.
Выполнить практическое задание
Вставьте пропущенные знаки препинания. Поясните постановку знаков препинания при
обособленных и уточняющих членах предложения.
1) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и заснул. (М. Ю. Лермонтов)
2) Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря.
(М. Горький)
3) Кругом было поле безжизненное унылое. (И. А. Бунин)
4) Вьётся улица змея. (В. В. Маяковский)
5) Я смотрел балет Лебединое озеро.
6) На митингах мы газетчики узнавали много новостей.
7) Орлы спутники войск поднялись над горою. (А. С. Пушкин)
8) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его. (Новиков-Прибой)
9) Пошумев река успокоилась.
10) Будем работать засучив рукава.
11) Несмотря на разницу характеров и кажущуюся суровость Артёма братья
крепко любили друг друга. (Н. Островский)
12) Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошёл гулять по липовой аллее
бульвара. (М. Ю. Лермонтов)
2. Определить стиль и тип речи данного текста. Вставить пропущенные буквы (или раскрыть
скобки) и знаки препинания
ТЕКСТ 3
Норма предпол…гает оценочное отношение г…ворящих и пишущих к функц..онированию языка:
так говорят а так не говорят; так правильно а так (не)правильно. Это отношение формирует…ся под
воздействием л…тературы науки школы. Нормы вызваны постоя(н,нн)о действующ…й потребност…ю в
лучшем взаимном понимани… . Именно эта потребность побуждает людей предпочитать одни в…рианты и
отказыват…ся от других – ради достижения единства языковой системы. Вместе с ростом потребности
общества в том единстве крепнет языковая норма достигая высшего развития в нац…ональном
л..тературном языке. Норма служит регулятором речевого поведения людей.
Обнимая свою прекрасную спутницу как сокровище, Иван-Царевич тревожно и настороженно оглядывается вокруг. Её обессиленно упавшие руки и печальные глаза говорят об огромной усталости и пережитом страхе.
Верный спутник царевича Серый волк, преодолевая усталость, стремительно мчится вперёд, унося седоков всё дальше. Его зоркие глаза готовы заметить малейшую опасность, а могучие лапы легко преодолевают топкое болото с кувшинками. Однако, несмотря на свою силу и ловкость, волк тоже очень устал и держится с трудом. Гнетущая и печальная атмосфера картины вызывает ощущение тревоги и опасности. И только цветущая яблоня своими нежными цветами вызывает светлые чувства и укрепляет веру в счастливый финал истории.
ля Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: рас или нерас Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Для сложного:
Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).
Разобрать каждую часть сложного предложения, как см. выше).
Объяснение: