решить задание ниже. Текст: (1) Пастух горько усмехнулся и покачал головой.
(2) – И куда оно все девалось? – сказал он. (3) Лет двадцать назад, помню, тут и гуси
были, и журавли, и утки, и тетерева – туча тучей! (4) И куда оно все девалось? (5) Даже
злой птицы не видать. (6) Пошли прахом и орлы, и соколы, и филины… (7) Меньше стало
и всякого зверья. (8) Нынче, брат, волк и лисица в диковинку, а не то, что медведь или
норка, а ведь прежде даже лоси были! (9) Лет сорок я примечаю из года в год божьи дела
и так понимаю, что все к одному клонится.
(10) – К чему?
(11) – Пришла пора божьему миру погибать.
(12) Старик надел картуз и стал глядеть в небо.
(13) – Жалко! – вздохнул он после некоторого молчания. – (14) Оно, конечно, божья воля,
не нами мир сотворен, а все-таки жалко. (15) Ежели одно дерево высохнет, или, скажем,
одна корова падет, и то жалость берет, а каково, добрый человек, глядеть, коли весь мир
пойдет прахом? (16) И солнце, и небо, и леса, и реки, и твари – все ведь это сотворено,
при , друг к дружке прилажено. (17) Всякое до дела доведено и свое место
знает. (18) И всему этому пропадать надо!
(19) На лице пастуха вспыхнула улыбка…
(20) – А взять реки… (21) Реки-то, небось, сохнут! – сказал пастух в одну точку. (22)
Наступило молчание. (23) Мелитон задумался и уставил глаза в одну точку. (24) Ему
хотелось вспомнить хоть одно место в природе, которого еще не коснулась
всеохватывающая гибель.
(25) – Да и леса тоже… - пробормотал Мелитон.
(26) – И леса тоже… - повторил пастух. – (27) И рубят их, и горят, сохнут они, а новое не
растет. (28) Что и вырастет, то сейчас его рубят; сегодня взошло, а завтра, гляди, и
срубили люди – так без конца краю, покеда ничего не останется. (29) Рожь ли взять, овощ
ли, цветик ли какой, все к одному клонится.
(30) – Зато народ лучше стал, - заметил Мелитон.
(31) – Чем это лучше?
(32) – Умней!
(33) – Умней-то умней, это верно, паря, да что с того толку? (34) К чему охотнику ум,
коли дичи нет? (35) Я так рассуждаю, что Бог человеку ум дал, а силу взял. (36) Слаб
народ стал, до чрезвычайности слаб. (37) Ты вот гляди, мне седьмой десяток, а я денно и
нощно пасу, да еще ночное стерегу за двугривенный и спать не сплю, и не зябну; мой сын
умнее меня, а поставь его заместо меня, так он завтра же прибавки запросит или лечиться
пойдет. (38) Я, акроме хлебушка ничего не потребляю, и отец мой, акроме хлеба ничего не
ел, и дед, а нынешнему мужику и чай подавай, и водки, и булки, и чтобы и спать ему, и
лечиться, и всякое баловство. (39) А почему? (40) Слаб стал, силы в нем нет вытерпеть.
(41) Он бы и рад не спать, да глаза липнут – ничего не поделаешь.
(42) Мелитон, подумав немного, вздохнул, как вздыхают степенные, рассудительные
мужики, покачал головой и сказал:
- А все от чего? (43) Грешим много, забыли Бога… и такое, значит, время подошло, чтобы
всему конец.
(44) Пастух вздохнул:
- Жалко, братушка! (45) Земля, лес, небо… тварь всякая – ведь все сотворено,
при . (46) Пропадет все ни за грош. (47) А пуще всего людей жалко.
«Использование лексического средства (А)___ (в предложениях 3, 37) и фигуры
речи (Б) (в предложениях 27, 28) вносит в текст эмоциональную окраску и
напряженность. Автор применяет также троп (В) (в предложении 19) и
синтаксическое средство выразительности речи (Г) (в предложении 16).
Список терминов:
1) фразеологизмы 6) антонимы
2) контекстуальные синонимы 7) инверсия
3) оксюморон 8) ряды однородных членов предложения
4) анафора 9) метафора
5) синекдоха
Объяснение:
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.
Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».
Звукопись - прием усиления изобразительности текста с повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.
Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.
Например:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)
Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.
Главным усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
Например:
Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
ответ:Тема: Начало осени
Основная мысль: Автор благодаря ключевых слов поясняет читателю что началась осень.
Тип речи текста:Описание
Название: Осень
Первый месяц осени сначала она пришла в поле и опустело оно. Ветер гуляет в (3-е склонение) нем на простор. поплыли по (2-е склонение) нему серебряные -паутинки. одна ниточка с шариком на конце притаилась на кустик. синичка клюнула шарик на длинной нитке, а он оказался паучком который. только нёс всю в паутине, . Становилась отдохнуть у речки! стая уток а вот с отцом появилась девочка, напугавшая в малиннике медведя. в её корзину полно грибов. Вдруг девочка увидела на тропинке упавшую с ветки. Взяла во фляжку воду и спрыснула . Вспорхнула и оказалась на ветке оцинка девочка засмеялась и побежала к папе (по в. бианки ).
Объяснение: