Птицы улетят, и цветы(1) завянут. Зверьки спрячутся в норы. Жуки, бабочки, змеи укроются подо мхом, в земле, под валежником. Осенние встречи с ними — это встречи перед расставанием.
Но ждут нас и новые свидания. Прилетят в лес зимние птицы: снегири, свиристели. Встретишь рябенькую кедровку или даже полярную(3) сову.
Не узнать стало старых знакомых. Рыжие белки стали серыми, серые зайцы стали белыми. У лосей рога выросли, белые куропатки наконец-то и взаправду стали белыми.
Много в лесу событий. Белки запасают(2) грибы, мышки прячут зёрна. Трудолюбивые бобры осины валят(4). Созрели на елях и соснах шишки, а на берёзах — серёжки. Лес готовится к зимней стуже.
2) «А когда у вас сегодня уроки кончаются?» — поинтересовался папа.
«П?» — а.
Задание 6
4) Куда меня, знакомая дороженька, ведёшь. - Запятые с двух сторон выделяют обращение «знакомая дороженька».
Задание 7
3) Заря разгорается, и золотые полосы тянутся по небу. - Запятая в сложном предложении.
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2
(1)Старый охотник очень любил музыку. (2)Он часто сидел на завалинке и пиликал смычком на скрипке. (3)Не очень красиво это у него получалось, но старик и тем был доволен. (4)У каждого ведь есть занятия, за которыми душа отдыхает. (5)Однажды мимо проходил знакомый и говорит старику:
(6)— Ну что ты глупостями занимаешься: брось-ка свою скрипку-то, я сейчас медведя видел в лесу!
(7)Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл в лес. (8)В лесу старик долго искал медведя, устал и присел на пенёк отдохнуть. (9)Тихо-тихо вокруг, слышно, как листья шепчут. (10)Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» (11)Красивый такой звук, как струна пропела. (12)Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» (13)Звук слышался с опушки. (14)Старик подкрался и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. (15)А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. (16)Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. (17)Щепка задрожала, и в воздухе раздалось то самое ‹дзенн!..» (18)Медведь наклонил голову и слушает. (19)Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! (20)Закинул старик ружьё за спину да пошёл домой.
(21)Вечером старик опять сидел на завалинке со скрипкой. (22)Он пальцем дёргал одну струну, а струна тихонечко пела: «Дзенн!..»
(23)Давешний прохожий спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
(24)— Нет, — ответил старик.
(25)— Что ж так?
(26)— Да как же в него стрелять, когда он в душе такой же музыкант, как и я?
(По В. Бианки)
Основная мысль текста: Старик не смог убить медведя, потому что они оба музыканты
Задание 9
Медведь «играл» на щепке и прислушивался, как она звучит
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Спишите, укажите в скобках спряжение глаголов, лицо и число. Выделите окончания.
Побелеют (I спр., 3-е лицо, мн.ч.) поля и пригорки. Тонким льдом покроется (I спр., ед.ч., 3-е лицо) река, уснёт (I спр., ед.ч., 3-е лицо) как в сказке. Ходит (II спр., ед.ч., 3-е лицо) зима по горам, по долинам, поглядывает (I спр., ед.ч., 3-е лицо) по сторонам. Зайцу белую шубку подарит (II спр., ед.ч., 3-е лицо), теперь его никто не заметит (II спр, ед.ч., 3-е лицо). А лисе — ярко-рыжее тёплое платье оставит (II спр., 3-е лицо, ед.ч.). Поведёт (I спр., 3-е лицо, ед.ч.) лиса в сторону пушистым хвостом — будто искры рассыплет (I спр., 3-е лицо, ед.ч.) по снегу.
Текст 1
Птицы улетят, и цветы(1) завянут. Зверьки спрячутся в норы. Жуки, бабочки, змеи укроются подо мхом, в земле, под валежником. Осенние встречи с ними — это встречи перед расставанием.
Но ждут нас и новые свидания. Прилетят в лес зимние птицы: снегири, свиристели. Встретишь рябенькую кедровку или даже полярную(3) сову.
Не узнать стало старых знакомых. Рыжие белки стали серыми, серые зайцы стали белыми. У лосей рога выросли, белые куропатки наконец-то и взаправду стали белыми.
Много в лесу событий. Белки запасают(2) грибы, мышки прячут зёрна. Трудолюбивые бобры осины валят(4). Созрели на елях и соснах шишки, а на берёзах — серёжки. Лес готовится к зимней стуже.
Задание 2
(1) — ц — [ц] — согласный, глухой, твёрдый
в — [в'] — согласный, звокий, мягкий
е — [и] — гласный, безударный
т — [т] — согласный, глухой, твёрдый
ы — [ы] — гласный, ударный
5 букв, 5 звуков, 2 слога
(2) — за- — приставка
-пас — корень
-а- — суффикс
-ют — окончание
(3) —1) полярную (сову) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: сова (какая?) полярная;
2) начальная форма — полярный; в единственном числе, в винительном падеже, в женском роде;
3) в предложении является определением.
(4) — Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: бобры (подлежащее), валят (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (бобры) трудолюбивые — определение; (валят) осины — дополнение.
Задание 3
звонИшь, сантимЕтр, началсЯ, вЫздоровеешь
Задание 4
В(предл.) начале(сущ.) февраля(сущ (глаг.) сильные(прил.) снегопады(сущ.).
Задание 5
2) «А когда у вас сегодня уроки кончаются?» — поинтересовался папа.
«П?» — а.
Задание 6
4) Куда меня, знакомая дороженька, ведёшь. - Запятые с двух сторон выделяют обращение «знакомая дороженька».
Задание 7
3) Заря разгорается, и золотые полосы тянутся по небу. - Запятая в сложном предложении.
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2
(1)Старый охотник очень любил музыку. (2)Он часто сидел на завалинке и пиликал смычком на скрипке. (3)Не очень красиво это у него получалось, но старик и тем был доволен. (4)У каждого ведь есть занятия, за которыми душа отдыхает. (5)Однажды мимо проходил знакомый и говорит старику:
(6)— Ну что ты глупостями занимаешься: брось-ка свою скрипку-то, я сейчас медведя видел в лесу!
(7)Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл в лес. (8)В лесу старик долго искал медведя, устал и присел на пенёк отдохнуть. (9)Тихо-тихо вокруг, слышно, как листья шепчут. (10)Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» (11)Красивый такой звук, как струна пропела. (12)Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» (13)Звук слышался с опушки. (14)Старик подкрался и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. (15)А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. (16)Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. (17)Щепка задрожала, и в воздухе раздалось то самое ‹дзенн!..» (18)Медведь наклонил голову и слушает. (19)Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! (20)Закинул старик ружьё за спину да пошёл домой.
(21)Вечером старик опять сидел на завалинке со скрипкой. (22)Он пальцем дёргал одну струну, а струна тихонечко пела: «Дзенн!..»
(23)Давешний прохожий спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
(24)— Нет, — ответил старик.
(25)— Что ж так?
(26)— Да как же в него стрелять, когда он в душе такой же музыкант, как и я?
(По В. Бианки)
Основная мысль текста: Старик не смог убить медведя, потому что они оба музыканты
Задание 9
Медведь «играл» на щепке и прислушивался, как она звучит
Задание 10
В предложениях представлено повествование
Задание 11
подкрался
Задание 12
тихонечко
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Спишите, укажите в скобках спряжение глаголов, лицо и число. Выделите окончания.
Побелеют (I спр., 3-е лицо, мн.ч.) поля и пригорки. Тонким льдом покроется (I спр., ед.ч., 3-е лицо) река, уснёт (I спр., ед.ч., 3-е лицо) как в сказке. Ходит (II спр., ед.ч., 3-е лицо) зима по горам, по долинам, поглядывает (I спр., ед.ч., 3-е лицо) по сторонам. Зайцу белую шубку подарит (II спр., ед.ч., 3-е лицо), теперь его никто не заметит (II спр, ед.ч., 3-е лицо). А лисе — ярко-рыжее тёплое платье оставит (II спр., 3-е лицо, ед.ч.). Поведёт (I спр., 3-е лицо, ед.ч.) лиса в сторону пушистым хвостом — будто искры рассыплет (I спр., 3-е лицо, ед.ч.) по снегу.
Окончания глаголов выделены полужирным шрифтом.
Разборы
Побелеют²: по- ¬, бел- ∩, -е- ∧, -ют окончание, основа побеле-.
Пригорки²: при- ¬, гор- ∩, -к- ∧, -и окончание, основа пригорк-.
Подарит³
(Что сделает?) подарит - глагол, называет действие.
Морфологические признаки:
Начальная форма: подарить (инфинитив);
Постоянные признаки: соверш. вид, переходный, II спр.
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, будущ. время, 3-е лицо, ед. число.
Синтаксическая роль: сказуемое.