РУССКИЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы) на месте которых в предложении должна (ы) стоять запятая (ые). Он боялся(1) что из-за часовых поясов (2) от смены которых (3) он то ли спал, то ли бодроствовал(4) музыкальный вечер будет испорчен
1Я впервые ощутил головокружение не от взгляда вниз, а от взгляда вверх. 2Головокружение носилось, как испуганная птица
3Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет вечерней зари
4Уже светало. Млечный Путь бледнел и мало-помалу таял, как снег, теряя свои очертания
5Лес сверкал, умытый росой, и в каждой росинке, как в стеклышке, отражалось солнце
6Хорошо летом в деревне встать пораньше, еще до восхода солнца.
7Небо прозрачное, с легкой прозеленью, будто морская вода
8Деревянная вычурная резьба покрывала, будто кружевом, весь фасад, начиная от от высокого красного фундамента и доходя до конька железной крыши
9Над тёмной зыбью, точно крыло испуганной птицы, мелькал парус
10По горизонту протянулись легкие, перистые облачка, неизменные, неподвижные, точно серебряная оправа бирюзового свода
по теме «Союз».
Выполнила Журбина Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 МО «Ахтубинский район» Астраханской области
Дидактический материал для самостоятельной работы
по теме «Союз».
1.Упражнения.
Предлагаемые упражнения позволяют совершенствовать навыки грамматического анализа различных по значению сочинительных и подчинительных союзов, навыки грамматического конструирования, усвоить синонимию союзов, тренировать навыки правописания.
Задание № 1.
Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции.
(И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!»
Задание № 2.
Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед однородным союзом и? Обозначьте границы простых предложений в составе сложного и выделите союзы. Правильно расставьте знаки препинания.
Образец: Листья пожелтели . …
1. Листья пожелтели и опали.
2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Пришла весна и …
2. Солнце светит и …
3. Деревья вновь зазеленели и …
4. Настроение у всех весёлое и …
Задание № 3.
Закончить пословицы, употребляя противительные союзы.
1. Не по словам судят…
2.На взгляд-то он хорош …
3. Мягко стелют …
4. Под гору вскачь …
5.Книга в счастье украшает …