Русский язык 6Г
Урок
26.10.2020
Тема урока
Слово и его лексическое значение .Повторение изученного в 5 классе
Ход урока
Чат с классом
Ход урока
«Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество
хороших слов и названий” ( К.Г. Паустовский).
Ход урока :
1. Организационный момент
-Здравствуйте , ребята ! Желаю успехов и плодотворной работы !
3. Повторение пройденного
-Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:
Синтаксис и пунктуация
Фонетика
Орфоэпия
Орфография
-И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…
а) Много слов на земле…. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно
Словом можно полки за собой повести...
б) Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов.
Посветить-посв.тить
Примерять -прим.ирять
Полоскать - пол.скать
-Таким образом , правописание зависит от лексического значения слова
Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться
-Какова главная цель урока?
-Понять, что такое лексическое значение слова.
-Какова задача урока?
Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.
Также мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова.
- Научимся определять лексическое значение слова с толкового словаря.
-Наша задача – расширять свой словарный запас.
3. Закрепление
а) -Как вы думаете, что важнее лексическое или грамматическое значение слова?
-Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова , что нужно тогда сделать?
-Какие же словари существуют?
б ) Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, на что нужно обратить внимание, выполняя эту орфографическую задачу:
Расст..гнуть пуговицу
Прим..рять врагов
Пол..скать белье
C…деть на стуле
местный ст…рожил
Раст..нуть веревку
Прим..рять платье
Пол..скать малыша
с…деть от горя
ст…рожил дачу
ответ: 1. Кумуш усадили на почетное 'место' (ср. род), и девушки расселись, образовав полукруг.
2. Она оставалась печальной, и подруги затеяли интересную игру, своего рода песенное состязание жениха и невесты. 3.Юсуф обдумывал 'положение'(ср. род) со всех сторон, и его охватывало чувство безнадёжности. 4. Аня ломала 'лепешку'(ж. р) и клала кусочки в 'пиалу'(ж. р), а сама поглядывала на дверь, поджидая невестку.
5. София день ото дня становилась взрослей и хорошела, и я все больше любил её.
6. Асан уехал на несколько дней в Маргилан, а Саша, торопясь успокоить Юсуфа, тут же отправился в 'Ташкент' (м. р).
7.Только прежде этот путь для Асана был радостен, и он спешил, а теперь ему страшно и его тянет вернуться.
8.За эту 'ночь'(ж. р) к восставшим прибыло подкрепление, и 'войска'(ср. р) не продвинулись ни на шаг.
9.Зимние 'вечера' (м. р) длинны и в чайханах всегда полно людей
10.Близился час предзакатной молитвы, и молодой человек попросил в одной из 'лавок' (ж. р) воды для омовения.
Объяснение:
Устраните двусмысленность:
Директор попросил секретаря напечатать свой приказ.
Прочитав книгу в библиотеке, мы ею остались довольны.
Дети оказались без присмотра воспитателей, поэтому они стали баловаться.
Библиотекарь попросила ученицу вернуть книги.
Объяснение:
Директор попросил секретаря напечатать свой приказ-свой
Прочитав книгу в библиотеке, мы ею остались довольны-в библиотеке
Дети оказались без присмотра воспитателей, поэтому они стали баловаться-воспитателей
Библиотекарь попросила ученицу вернуть книги-вернуть(тут я сомневаюсь)