В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
Ayvili
Ayvili
13.08.2021 00:54 •  Русский язык

Русский язык 7З
Урок
27.04.2021
Тема урока
Звукоподражательные слова. Их отличия от междометий.
Описание темы

Чат с классом
Описание темы
https://youtu.be/n4NQ_96c9Ik

- Вспомните определение междометия. (Это часть речи, которая выражает чувства, настроения, побуждения, не называя их.)

Вывод: слово «ку-ку» не выражает чувств, настроений, побуждений, значит, не является междометием. А что же это за часть речи?

Объяснение нового: такие слова называются звукоподражательными словами. Они передают различные звуки, издаваемые человеком или животными, а также звуки и шумы природы.

- Чем звукоподражательные слова отличаются от междометий?

- А чем похожи?

Закрепление.

Творческий диктант:

- назовите ход часов, гудок автомобиля, звук разбитого стекла, журчание воды, завывание ветра, шум дождя (тик-так, у-у-у, дзинь, буль-буль, кап-кап);

- назовите храп человека (хр-р), кашель (кха-кха);

- назовите лай собаки, мяуканье кошки, чириканье воробья, мычание коровы, гогот гусей, кудахтанье курицы, крик петуха, кваканье лягушки, кряканье утки (гав-гав, мяу-мяу, чирик-чирик, муу-муу, га-га-га, ко-ко-ко, кукареку, ква-ква, кря-кря).

Составьте несколько предложений с этими словами, например:

Из сарая доносилось громкое мычание голодной Зорьки: «Муу-муу!»

Объяснение нового.

- Вы обратили внимание на написание звукоподражательных слов?

Вспомните правописание междометий (параграф 71 учебника М.Т.Баранова и др. «Русский язык, 7 класс»).

Звукоподражательные слова, образованные повторением основ, как и междометия, пишутся через дефис.

Закрепление.

- Обозначьте эту орфограмму (дефис) в записанных словах.

Объяснение нового. Наблюдение.

В весеннем лесу слышится звонкое ку-ку.

- Разберите предложение по членам предложения. Каким членом предложения является звукоподражательное слово? (Подлежащим).

Вывод: как и междометия, звукоподражательные слова могут выступать в роли других частей речи (существительных).

Закрепление.

- Составьте небольшой текст на темы «На скотном дворе» (1 вариант), «В весеннем лесу» (2 вариант), используя звукоподражательные слова в различной синтаксической роли.

Сочинение ученицы Гурьяновой Алины «В весеннем лесу».

В весеннем лесу можно услышать разнообразные звуки. Вот с ветки берёзы спадает прозрачная капля, и раздаётся тонкий хрустальный звук: «Кап!» Дятел пускает весёлую барабанную дробь: «Тук-тук-тук!» Гудит тяжёлый чёрный жук: «Ж-ж-ж-ж-ж!» Неожиданно доносится звонкое ку-ку. Эти звуки и есть настоящая музыка весеннего леса!

Прослушивание нескольких ученических работ, устное рецензирование и выбор лучшего сочинения.

Наблюдение («Это интересно!») (используются слайды презентации):

Корова мычит: муу-муу (русский язык),

моо-моо (английский язык),

уаах-уаах (французский язык),

моэ-моэ (японский язык).

- Почему в разных языках звукоподражательные слова одних и тех же животных звучат похоже? Звучат по-разному? (Потому что животные в разных странах «говорят» одинаково. Потому что у разных народов разные особенности голосового аппарата).

Рефлексия.

- Почему в языке возникли звукоподражательные слова? (Они передают важную информацию).

- Почему отдельные учёные считают, что первыми в языке появились звукоподражательные слова? (Потому что с их первые люди пытались объясниться друг с другом, подражая звукам природы и животных. Так, от слова «ку-ку» образовались слова «кукушка, кукушонок, куковать». Прочтите об этом подробнее в книге Л.Успенского «Слово о словах», глава «Теория «Вау-вау»).

- Назовите черты сходства и различия междометий и звукоподражательных слов.

- Назовите орфографическое правило написания звукоподражательных слов.

Читать далее...
Домашнее задание по теме
https://youtu.be/n4NQ_96c9Ik

***Списать, расставить знаки препинания.

Ох ни за что нам не выбраться из этого леса подумал я. Мы пошли вперед. Кра/кра/кра сначала слышалось со всех сторон. Потом все смолкло. Вдруг слабо донесся собачий лай. Ура мы рядом люди закричал обрадованно Миша.

Выделите в тексте звукоподражательные слова:

ВИТЬКА НА КАНИКУЛАХ

Витька вышел во двор. «Эх, хорошо-то как!» — подумал он, потягиваясь.

«Тук-тук-тук»,— это дятел искал личинок в старой черёмухе. «Ку-ка-ре-ку!» — откликнулся на заборе петух. «Ко-ко-ко!» — заторопились курочки к своему вожаку. «Цыц! Пошли отсюда!» — прикрикнул на них Витька. Из дальнего угла послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и наслаждался прохладой. «Динь-динь-динь»,— доносился из поля дальний звук колокольчика.

«Ох, Боже мой! Куда он подевался?» — охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё утро разыскивала Витьку, чтобы дать ему поручений на день. «Крышка! Надо прятаться!» — мелькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез за сараем. «Тсс-с-с, не выдавай меня»,— шепнул он подбежавшему к нему Шарику.

«Полно! Дай мальчонке отдохнуть»,— вступился за Витьку улыбавшийся дед, наблюдавший за происходящим из окошка​

Показать ответ
Ответ:
alinaklochkova2
alinaklochkova2
27.07.2022 07:12
                        Лесное озеро.
1)Дорога к озеру шла через лес.
2)Голубые стрекозы летали над зелёной  травой.
3) На песчаных холмах росли сосны.
4)Земля была покрыта папоротниками и ландышами с оранжевыми ягодами.
5)На закате мы подошли к лесному озеру.
6) В тишине ночи можно было услышать плач сов,
свист летучих мышей, удары сонных рыб в озерных омутах.

Все эти предложения составляют текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу и грамматически,имеется смысловая законченность рассказа.
0,0(0 оценок)
Ответ:
nosovadascha20
nosovadascha20
13.09.2022 14:28
1.Дух. 7. Бесполое существо (17)
2. Духи. 3. Парфюмерные душистые вещества. (23)
3.Счёт. 2. Действие или результат действия по глаголу считать (32)
4.Счёты. 8. Простой прибор для арифметического счета (48)
5.Очко. 6. Единица счета в спортивных соревнованиях, играх (56)
6.Очки. 5.Оптический прибор употребляемый при недостатках зрения (65)
7.Час. 1. Единицы измерения времени. (71)
8.Часы. 4. Прибор для измерения времени. (84).

1. Его неупокоенный дух еще долго скитался по земле.
2. Маша любила духи с цветочным ароматом.
3.Он мог читать и уже хорошо знал счёт до ста.
4.Бухгалтер взяла счёты и стала считать конечную сумму.
5. Фигурист получил дополнительные очки за артистизм.
6. Бабушки с утра не могла найти свои очки.
час, а Марья все продолжала искать ключи от дома.
8. Старинные часы пробили полночь.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота