Русский язык. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТИЯ с заданиями!
1. В каждом ряду содержится одна неправильно образованная форма
причастия. Найдите её.
1. В квадрате. Нарисованном на листе; украсившим улицы; поломатое
печенье.
2. Берёза с осыпающими листьями; оклеена обоями; о строящемся здании.
3. Книга издана; видеть играющихся детей; прожитыми днями.
4. Ношенных вещей; машина, управляющаяся гонщиком; видимый в окно.
5. Полосе, пересекающей пол; неразделимая любовь; обретшего семью.
6. Выращенный на даче; рывшими шахту; думать о друзьях, уехавшим далеко.
2. От данных в скобках глаголов образуйте причастия в нужной форме.
Причастия должны быть согласованы с определяемым словом и
глаголом-сказуемым.
1. За старым забором начинались густые заросли орешника, бузины и
(быть) малинника, (окружить) буйно
(расти) высокой крапивой.
2. Мы двигаемся через ущелье по мосту, (состоять) из двух стволов,
(перекинуть) рядом с одного края на другой, и идём вверх по узкой
тропинке, (виться) по краю крутой горы.
3. На вокзале, тускло (осветить) единственным фонарём, в этот
час народу было мало: лишь (ожидать) ночного поезда в город
крестьяне да странный старик, который везде ходил с чёрным котом,
(смотреть) на всех печальным взглядом.
4. Я весело бегу по Приморскому переулку, (вести) к
набережной, (раскинуться) вдоль южной границы
посёлка.
5. В пушкинской сказке- музыка морских, вечно
(бежать) друг за другом сине-зелёных волн, шипение,
шумы их (рушиться) белых гребней, пенный след за
кормой (плыть) под пёстрыми парусами кораблей.
3. Исправьте ошибки, допущенные при образовании и употреблении
деепричастий.
1. Текя на север, река у нашего села вдруг резко сворачивает к
востоку.
2. Начав вовремя работу и выполняя все операции согласно
инструкции, можно добиться успеха.
3. Мы очень устали, ожидав пригородную электричку.
4. После таких слов крестьяне убрались восвояси, чеша в затылке.
5. Насыпав муку, размешивая её в миске, не забудьте добавить
дрожжи.
6. Поняв, что он абсолютно не прав, герой всё равно соглашается на
дуэль.
7. Заметя брошенную обёртку из-под конфеты, он всегда поднимет
её и опустит в урну.
У этого полотна Герасимова трудно определить жанр. Что это – натюрморт, жанровая сцена или пейзаж? В картине слились элементы разных жанров, этим она и привлекает внимание. Мы видим террасу, на которой совсем недавно были люди, может быть, читали газеты или пили чай. Дождь, внезапно нахлынувший, заставил их уйти. Но мы чувствуем их присутствие.
В центре композиции стол, на котором стоит стеклянный кувшин с цветами и стакан, перевернутый порывом ветра. Этот сюжет для типичного натюрморта написан с большим мастерством. На мокрой поверхности стола отражаются голубые и розоватые блики. Цветы в букете пышные, нежные, написаны светлыми теплыми красками: розовые, красные, белые, сиреневые. Букет несколько растрепан ветром, омыт дождем, который только усилил его аромат.
На заднем плане мы видим прекрасный пейзаж. Листва деревьев, мокрая после дождя, освещена солнцем и сверкает, как драгоценные витражи. Все оттенки зеленого цвета, от темного, почти черного, до нежно салатового, использует художник, изображая листву и траву. Вдалеке блестит крыша сарая.
Мало кому из художников удавалось передать красоту природы после дождя с таким мастерством, как это сделал Герасимов. Это лучшая из его картин, недаром и сам художник любил ее больше других.
Письменная речь
– речь, изображенная на бумаге (пергамене, бересте, камне, полотне или какой-либо др. поверхности) с специальных графических знаков (знаков письменности). Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание постепенно, исправлять и совершенствовать текст. Это появлению более сложных синтаксических конструкций, чем в устной речи (см.), большей логичности, последовательности, связности изложения, высокой нормативности речи.
П. р. необходима для коммуникации во всех функц. сферах: научной (произведения, относящиеся к жанрам монографии, статьи, учебника и др.), официально-деловой (законы, указы, постановления, договоры, заявления и т.д.), публицистической (статьи в газетах, журналах), художественной (литературные произведения), разговорной (записки, частные письма).
Научные, публицистические, официально-деловые тексты формируются преимущественно на базе письменной реализации лит. языка. Не случайно эти функц. стили называют книжными. В форме П. р. существует и худож. литература. В этой области лишь устное народное творчество имеет в качестве первичной формы существования устную, записи фольклора являются вторичной формой его реализации.
Для русского (древнерусского) языка первые фиксации П. р. относятся к X–XI вв. Появление письменности у восточных славян стало основной предпосылкой формирования лит. языка, который возник именно как письменный (лат. littera – буква, письмо). Под древнерус. лит. языком понимается тот язык, который дошел до нас в письменных памятниках XI–XIII вв., принадлежащих к различным жанрам, а именно: жанрам светской повествовательной литературы (литературно-художественное произведение "Слово о полку Игореве", летописные повествования и др.), деловой письменности (свод законов "Русская правда", договорные, купчие, жалованные и другие грамоты), церковно-религиозной литературы (проповеди, жития), где был широко представлен старославянский язык, но употреблялись и восточнославянские элементы. Рус. лит. язык существовал только как письменный на протяжении всего донационального периода.
Для развития письменного лит. языка огромное значение имеет деятельность выдающихся мастеров слова. Писателям принадлежит важная роль в эволюции стилей худож. прозы и поэзии, в литературной обработке общенародного языка. Так, А.С. Пушкин, руководствуясь принципами соразмерности и сообразности, достиг в своем худож. творчестве смелого синтеза всех жизне элементов лит. языка с элементами живой народной речи. Велика роль крупных ученых (среди отечественных – прежде всего М.В. Ломоносова и других деятелей науки периода формирования науч. стиля рус. лит. языка) в создании специальной терминологии, в становлении речевой системности функционального стиля, в совершенствовании выражения рассуждения как логического построения текстового характера, формирующегося и используемого прежде всего именно в письменной науч. речи. Значителен вклад В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева в формирование стиля литературно-критических работ.
Объяснение: