С ДИКТАНТОМ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ!!
1)Однажды утром я вышел на крыльцо и в изумлении замер: вчерашняя черная земля за ночь стала золотой. 2)Бледно-желтый свет поднимался от земли, засыпанной листьями.
3)Начиналось бабье лето. 4)Дни как бы сделались светлее и чище. 5)Воздух, трава, сухие ветки — все затянулось цепкой паутиной, которая тянулась с запада на восток (так дуют осенние ветры), и каждое утро тысячи маленьких паучков, как сказочные ткачи, покрывали всю землю своей пряжей.
6)Ледяное небо по ночам блистало созвездиями: Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз; Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки; Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные осенью сенокосные дороги. 7)Иногда в полночь робкий дождь перешептывался в саду с листвой. 8)Я выходил на порог, прислушиваясь к сонному бормотанию дождя, и жалел милых друзей, оставшихся в Москве, потому что они не могли наслаждаться этой картиной.
9)Ночью мне снилась зеленая вода, покрытая листьями лип и берез. 10)Внезапно листья оживали, превращаясь в золотых плоских рыб, и с плеском и брызгами разлетались по воде, испуганные отражением бледного солнца.
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста слово с орфограммой "О и Ё после шипящих в корне слова"
2. Выпишите из текста слово с орфограммой "Правописание парных согласных в корне слова"
3. Выпишите из текста слово, в котором правописание суффикса определяется правилом "Одна Н пишется в суффиксах, -ан-, -ян-, -ин- прилагательных".
4. Выпишите бессоюзное сложное предложение со значением причины, составьте схему.
Грамматические основы и знаки препинания:
1. Учить – ум точить(═).
2. Конный пешему не попутчик(═).
3. Труд для человека – здоровье(═) и жизнь(═).
4. Завтрак очень вкусный(═).
5. Воздух чист(═), прозрачен(═) и свеж(═).
6. Ласковое слово что весенний день(═).
7. Наш сад будто проходной двор(═).
8. Данная песня не вопль отчаяния(═).
9. Большое озеро как море(═).
10. Полночь – ужасный час(═).
__
**Грамматические основы выделены:
подлежащие подчеркнуты, остальные – сказуемые(═), - подчеркнуть соответственно.
СерОе, угрюмОе небо, тЯжёлые облАка, облОжившИе небо, ниЗко нависли над зЕмлёй. Старые дЕревЬя, давно сбросИвшИе листЬя, стОят печальные. Только отдельные береЗки cОxpАняют свои увяДшие листЬя, блИcтaЮщие золотом, когда тронут их кОсые лучи невысокого осенн ЕГО соЛнца. Ярко выступают сквоЗь краснОватую сеть березовых вЕтвей зЕлёные сосны и ели, освежЕнные хОлодным воздухом. 3Емля пОкрыта сухими листЬями , раСстИлающИмИся пёстрым кОвром. Если тихо в воздухЕ, то можно услышать
на небольшом раСстояниИ прыЖки зайца и белкИ. СиницЫ, не улетаЮщие на зиму, подвинулИсь ближе к тёплОму человеческОму жилью. Красногрудые снЕгири, выбравшИеся из лЕсной чащи, поЯвилИсь в сАдах и огородах. Их прИятное мелОдичное пение тихо раЗдаётся в голых кустах и дЕревЬях.
Дрозды собИраются в бОльшие стаи и улЕтают в сАды, куда их манЯт ягоды бузины, красные кисти рЯбины. Вода в рЕке кажется свИнцОвой.
Причастные обороты выделены курсивом, определяемые слова - жирным шрифтом.