с комментариями
1. Какой форме глагола соответствует написание -ться?
а) инфинитиву (неопред. ф.);
б) форме 3-го лица.
2. В каком словосочетании в глагольной форме пишется –тся?
а) расстат…ся трудно с другом;
б) со слезами растает…ся с другом.
3. Укажите примеры, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с –тся.
а) Кое-где только светят…ся узенькие окна.
б) Меж тем Руслан далёко мчит…ся.
в) Желая светлым днём вполне налюбоват…ся, орёл по поднебесию летал.
4. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Есть ли исключения из этого правила?
а) Нет;
б) Да. Это глаголы, включающие приставку –НЕДО со значением неполного, недостаточного действия;
в) Да. Это глаголы, без НЕ не употребляющиеся.
5. Какие глаголы пишутся слитно с НЕ?
а) (не)домогать, (не)годовать, (не)навидеть;
б) (не)догнать, (не)годиться, (не)накрывать.
6. Какие глаголы пишутся раздельно с НЕ?
а) (не)доехать, (не)переправляться, (не)решить;
б) (не)досолить суп, (не)достаёт зарплаты, (не)довыполнить задание.
7. Какая гласная пишется в глаголах се…л, ве…л, ре…л?
а) е; б) я.
8. В каком глаголе пишется И?
а) кле…л автомобиль;
б) та…л снег.
9. В каких случаях пишется Ь?
а) молчиш…, заиграеш…;
б) скроеш…ся, проговориш…ся.
10. Укажите глаголы 1 спряжения.
а) леп…т, смотр…шь, завис…т, леч…м, держ…те;
б т, стел…шь, зелене…т, красне…те, ропщ…т.
11. Укажите, глаголы какого спряжения даны в словосочетаниях.
а) верт…шь головой;
б) бре…шься по утрам;
в) беж…шь быстро;
г) хоч…т конфет.
12. В каких глаголах повелительного наклонения следует писать Ь?
а) отреж…;
б) ляг…;
в) съеш… .
13. Надо ли в глаголах повелительного наклонения спряч…, спряч…ся, спряч…тесь писать Ь?
а) писать Ь надо;
б) писать Ь не надо.
14. Если при изменении глагола сохраняется суффикс –ЫВА-, -ИВА- в 1-м лице ед. ч., то в времени и в неопределённой форме он также пишется. Какие глаголы отвечают этому правилу?
а) развинч…вать, прикруч…вать, отворач… вать;
б) протанц…вал, разрис…вал, завед…вал.
15. Найти глаголы с суффиксами -ОВА- , -ЕВА-.
а) рассказ…вать, наста…вал, заинтересов…вать;
б) облиц…вать, продикт…вать, посовет…вал.
Синтаксис-это сложная, многоуровневая языковая система, состоящая из более мелких единиц других языковых уровней (фонетического, лексического, морфемного, морфологического... ) (новая трактовка)
Отличие предложения от словосочетания:
1)Словосочетание-это номинативная единица, а предложение-коммуникативная.
3)Предложение обладает предикативностью, словосочетание-нет.
4)Объём словосочетания ограничен рамками предложения, предложение же ограничевается смыслом сообщения, которое оно в себе заключает.
5)Предложению свойственна интонация, словосочетанию-нет.
6)Предложение обладает ограниченной смысловой законченностью, словосочетание-нет.
Простое предложение-это единица синтаксиса, которая имеет в основе своего построения грамматический образец, обладаеет предикативностью и создано специально для того, чтобы быть сообщением.
Сложное предложение-это единица синтаксиса, которая сочетает две и более предикативные основы.
То есть, в ПП одна предикативная основа, а в СП их две и более.
Опять же, главные ЧП-это независимые ЧП, основа предложения, обладающая предикативностью, связанные между собой сочинительной связью, а ВЧП-это ЧП, которые предикативностью не обладают и могут быть связаны подчинительной связью друг с другом или с главными ЧП.
По цели высказывания предложения делятся на
1)повствовательные (Наступило утро. )
2)вопросительные (делятся на собственно вопросительные и несобственно вопросительные)
Собственно вопросительные делятся на:
а) местоименные (Вы врач?) ;
б) неместоименные (Какая сложилась ситуация? )
Несобственно вопросительные делятся на:
а) вопросительно-риторические (А судьи кто? )
б) вопросительно-побудительные (Отец, на рыбалку идём? )
в) вопросительно-утвердительные (Кто не хочет быть счастливым? )
г) вопросительно-отрицательные (Кто хочет быть обманутым? )
3)Побудительные предложения делятся на:
а) передающие собственно побуждение (Воротите его! )
б) передающие приказ (Выйди вон отсюда! )
в) передающие Дайте воды! )
г) передающие совет (Нет, ты сделай-ка, брат, иначе! )
д) передающие предостережение (Берегись ты его! )
е) передающие мольбу (Не губите меня, братцы! )
ж) передающие призыв (Дружно, товарищи, в ногу! )
и) передающие желание (Придти бы туда вовремя! )
к) передающие Отпустите меня в Гималаи!))) )
Я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшися в полы.
Говорил Тарас Бульба, засучив рукава.
Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена,
выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете
Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов ( Тарас Бульба)