с контрольной.
1)…Я вспоминаю не свою жизнь.
2) Вспоминаю, как умирал Пушкин. 3) Что я знаю об этом? 4) Что почерпнул из литературоведческих работ, изложенных сухим протокольным языком: факты, события, даты…
5) А Пушкин? 6) Что думал он сам, смертельно раненный, в тяжёлом горяченном бреду?.. 7) «Жизнь кончена, – говорил он, умирая. – Трудно дышать… Давит…» 8) Это его последние слова. 9) В тридцать семь лет.
10) Его считали фрондёром*, баловнем судьбы, записным дуэлянтом. 11) Для него были открыты двери модных салонов, он легко добивался расположения женщин, ему покровительствовал император. 12) О нём говорили, как о недурном стихотворце, не лишённом дара небесного…
13) Россия была не готова к такому поэту, как Пушкин.
14) Его убил ферт, ничтожество, «французик из Бордо». 15) При молчаливом невмешательстве безликой массы. 16) Всю жизнь ему было трудно дышать, но рядом не было никого, кому бы он мог признаться в этом…
17) Учёные, изучавшие генеалогическое древо Пушкина, определили, что он мог прожить долго, лет до шестидесяти, по крайней мере. 18) А я не могу представить Пушкина безупречным старцем, избежавшим дуэли.
19) Говорят, Мартынов, узнав, что убил не поручика, а поэта Лермонтова, сошёл с ума. 20) И лётчик, сбросивший бомбу на Хиросиму, тоже.
21) Скорее всего, это не так, но я верю. 22) Мы слепо верим в добро, хотя гораздо чаще сталкиваемся с жестокостью. 23) Мы говорим: «Ну уж этот не подведёт, не предаст», - и бес разводим руками после очередного предательства.
24) Мы думаем, что познали жизнь до конца и уходим, не познав. 25) Нам кажется, что всё ещё можно исправить, а за нами уже спускаются ангелы…
* Фрондёр (фр.) - человек, противопоставляющий себя окружающим из чувства противоречия, несогласия, личного недовольства.
** Записной – рьяный, ретивый, завзятый.
*** Ферт – самодовольный и развязный человек.
Грамматическое задание.
1.Среди 5-11-го предложений найдите предложение с обособленным определением, относящимся к личному местоимению. Напишите номер этого предложения.
2. Среди 2-13-го предложений найдите односоставные неопределённо-личные. Напишите их номера.
3. Определите в тексте и подпишите вид всех придаточных, входящих в состав СПП.
4. Укажите номера предложений с разными видами связи.
5. Прочитайте 14-е предложение. О каком «французике из Бордо» говорит автор рассказа? Какие литературные ассоциации возникают у вас в связи с этим предложением? Напишите ответ.
6. Дайте литературоведческий и/или культурологический комментарий к содержанию предложений 19-20. Как смысл этих предложений соотносится с названием текста?