с написанием комментариев
Россия!.. Какие разные ощущения пробуждает это имя в целом мире. Россия в понятии Европейского Запада - это варварская страна, это страшная, только материальная, сила, грозящая подавить свободу мысли преуспеяние (прогресс) народов. Для Азиатского Востока Россия - это символ грозного величия, возбуждающего благоговение и невольно привлекающего к себе азиатские народы. Для Америки имя России знаменует крайнюю ей противоположность, но в то же время самобытное, юное государство, которому, вместе с нею, принадлежит будущность мира. Еще иначе отзывается это великое имя в сердцах и греческого, и славянских народов. Оно возбуждает в них ничем не победимое сочувствие единоверия и единоплеменности и надежду на ее могущественную на то, что в России или через Россию рано или поздно Бог перед лицом всего света истину веры православной и утвердит права племен славянских на жизнь общечеловеческую.
Но как отзывается это драгоценное имя в нас самих? Россия... это имя отзывается разно и в сердцах русских людей. Исключаем народ; он и Россия - одно, он есть разумная стихия России. Мы говорим о себе, о так называемых образованных или переобразованных русских. Разно звучит имя России и в их сердцах... Одни говорят, что Россия создана Петром, что она начала жить человеческою жизнию только полтораста лет, что до Петра это была какая-то грубая, дикая масса, представлявшая одно брожение без мысли, не имевшая в себе своих задатков жизни, своих начал, своего пути и стремления, шатавшаяся из стороны в сторону; что над этим хаосом раздалось повелительное слово Петра: «Да будет!» - что по мановению державного Преобразователя Россия восприняла жизнь, заимствованную им от Западной Европы. Вся история допетровская является в глазах их чем-то ненужным, годным лишь для возвеличения дел Петровых. Другие, напротив, думают, что Россия допетровская имела (не могла не иметь) свои начала, свой путь, свое стремление, что эти древние начала суть залог ее преуспеяния в будущем, что живая связь с стариною, с преданием необходима; что лишенное корня дерево не приносит плодов, а может только походить на те детские игрушечные деревья, на ветвях которых натыканы плоды, созревшие на иных живых ветвях; что такие наружные украшения не прочны и могут веселить только детские взоры; что для своего для оживления и преуспеяния (прогресса) Россия должна обратиться не к формам, конечно, но к своим древним основным началам, к жизненным сокам корней своих. Это уже невозможно для срубленного дерева, но для человека и, следовательно, народа, к счастию, это возможно.
Вследствие такого двойного понимания являются и два направления, оба желающие блага России, но разно ее понимающие, - направления, между которыми идет борьба мысли в той или другой умственной сфере, широко обхватывая собою и быт, и язык, и историю, и все области разумной жизни человека. Одно направление известно под неточным именем Западного, другое - под неточным именем Славянофильского.
Всем сердцем отвергая первое направление, всем сердцем следуем второму.
Предложение повествовательное,по интонации невосклицательное,значит,в конце ставим точку.
Грамматическая основа-белка(подл) взобралась,исчезла(сказ)
Здесь есть однородные сказуемые "взобралась","исчезла".Между ними одиночный союз И,запятая не ставится.
[ ___ 0 и 0.] Внутрь кружков,обозначающих однородные сказуемые,помещаем обозначение сказуемых===
2.Он много времени отдавал музыке, литературе, математике, астрономии, ботанике, географии и другим наукам.
Предложение повествовательное,невосклицательное,ставим точку в конце.
Грамматическая основа: он(подл) отдавал(сказ)
Здесь есть однородные дополнения "музыке, литературе, математике, астрономии, ботанике, географии и другим наукам".Связаны бессоюзной связью,ставим между ними запятую.Между двумя последними одиночный союз И,здесь запятую не ставим.
[___ === 0,0,0,0,0,0 и 0] Внутрь кружков помещаем обозначение дополнения - - -
Примерный план пунктуационного разбора простого предложения.
-выписываем предложение.Объясняем знак препинания в конце.
-выделяем грамматическую основу
-обращаем внимание на знаки препинания в предложении,объясняем причину постановки каждого(ищем вводные слова,однородные члены,обособленные члены и т.д.)
-составляем схему предложения
1) Мама меня наказала и приказала сидеть дома. Эх, скучно...Надумала я сходить к подруге. В сумке ключей не оказалось, и я вылезла через окошко. Это было не сложно - мы живем на первом этаже. И опять не повезло, я поцарапала руку, пролезая сквозь густой кустарник под окнами. Да еще умудрилась удариться о скамейку, которая пряталась за кустом у нашего подъезда. Плюхнулась я на скамейку и только вздохнула, подумав: "Ох, неудачная оказалась эта затея - прогуляться без разрешения старших !" (текст-повествование)
2) Когда я впервые оказалась в гостях у Маши, то с большим любопытством рассматривала ее комнату. Комната была небольшая, но аккуратная. Большое окно прикрывала занавеска из тюля. Если подойти к окну, то можно увидеть, что творится на улице: сквозь нее просматривались очертания раскидистого клена. Через его листву пробивались лучи летнего солнца и зайчиками бегали по комнате. Прямо под окном стоял письменный стол Маши. На столе аккуратной стопкой лежали учебники и какие-то книжки с яркими картинками. Рядом расположились пластмассовые стаканчики с ручками и карандашами, а за ними - красивая настольная лампа. "Эх, мне бы такую комнату!" - позавидовала я подруге. (текст-описание)