с русским Из приведенных словоформ выстроите словообразовательные цепочки. Добавьте пропущенные звенья. Выделите корни-омонимы.
Год, годовой, пригодный, годиться; нос, носовой, носилки, перенос, переносица; лук, излучина, луковица, лукавый, лукавить; море, мор, заморить, заморский; платок, платье, заплата, плата, отплатить; вода, водянка, проводка, водник, водяной, проводить;
2. Подумайте, от какого слова и каким могло образоваться слово поваренный (поваренная соль)?
3. На каких свойствах русской грамматики основаны подобные шутки?
Батарея, Адыгея и Корея, он постоянно архимандрит!
А ты сегодня интеграл нуля? Нет, всего-навсего мартингал.
Джедай мне молоко.
Я крокодил, крокожу и буду крокодить!
4. Сделайте морфемный анализ слов.
Перераспределение, занять, кораблестроение, подтягиваться, зачитывать, учительница, сомнение, перепланировка, сжимать, бестолковый, обувь, подошва,
5. Придумайте слова, соответствующие схемам: 2 приставки – корень - окончание; корень - 3 суффикса - окончание; 3 приставки – корень-окончание; приставка – корень-2 суффикса-окончание.
6. Проанализируйте авторские неологизмы. Каким они образованы? Можно ли их считать окказионализмами?
а) А.Вознесенский. «Антимиры»
Я помню только голосок
над красным ротиком – парок
и песенку:
«Летят вдали
красивые осенебри,
но если наземь упадут,
их человолки загрызут...»
б) В.Маяковский, «Облако в штанах»:
И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая –
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек.
<...>
А ночь по комнате тинится и тинится, –
из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.
в) В.Маяковский, «Прозаседавшиеся»:
Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» –
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».
г) М.Цветаева:
Верстами – врозь – разлетаются брови.
Две достоверности розной любови,
Черные возжи-мои-колеи –
Дальнодорожные брови твои!
( повествовательное, невосклицательное , сложное, связь союзная,средство связи подчинительный союз потому что,сложноподчиненое, состоит из 2 простых) Отечеством зовем наш край ( простое, односоставное с главным членом сказуемым зовем, распространенное, ничем не осложнено)
В нем жили наши деды и отцы.( простое, двусоставное, грамматическая основа деды и отцы -подлежащее, жили- сказуемое, распространенное, осложнено однородными подлежащими)
Я попробую но предупреждаю, что я не преподаватель русского языка, просто я считаю, что надо поставить запятые именно так.
1. Всем известно, что Пушкин лучше всего писал осенью. (Здесь выделяется запятой придаточное дополнительное предложение - оно отвечает на вопрос "что?" - что известно?)
2. Утром на рассвете зимой редко можно понять, какой будет этот день.(Здесь выделяется запятой придаточное дополнительное предложение - оно отвечает на вопрос "что?" - что можно понять?)
3. Какое блаженство, что блещут снега, что холод окреп.(Здесь выделяются запятыми два придаточных дополнительных предложения - каждое отвечает на вопрос "что за блаженство?", "в чем блаженство?" - что можно понять? Ну и, конечно, они разделяются между собой запятой, т.к. между ними нет союза. Например, если бы было "Какое блаженство, что блещут снега и что холод окреп.", тогда между двумя однородными придаточными предложениями, относящимися к одному и тому же слову, запятая не ставится. )
4. Он узнал по моему лицу, кто я. (Здесь выделяется запятой придаточное дополнительное предложение - оно отвечает на вопрос "что?" - что узнал?)
5. Няню Пушкина стали спрашивать, был ли обыск и взяли ли какие-нибудь бумаги. (Здесь отделяются запятой от главного предложения два придаточных дополнительных предложения, соединенных союзом "и" . Каждое из них отвечает на вопрос "о чем?" - спрашивать о чем? Ну и, конечно, они не разделяются между собой запятой, т.к. оба этих придаточных предложения относятся к одному и тому же слову и соединены союзом. )
6.Очевидно было, что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (Здесь тот же случай, что и в предыдущем примере, только придаточные дополнительные предложения отвечают на вопрос "что?" - что было ясно?).
7. Я спросил у высокого солнца, как мне вспыхнуть светлее зари. (Здесь выделяется запятой придаточное дополнительное предложение - оно отвечает на вопрос "о чем?" - о чем спросил?)
8. Казалось, что птичка покорно сторожит в ночной тишине какую-то печальную тайну. (Здесь выделяется запятой придаточное дополнительное предложение - оно отвечает на вопрос "что?" - что казалось?)
9. В детстве мы впервые узнали, что мир гораздо шире комнаты с игрушками, что в синеющем за бугром лесу живут трусливые зайцы неповоротливые медведи и хитрые лисицы. (Здесь выделяются запятыми два придаточных дополнительных предложения - каждое отвечает на вопрос "что?"- что узнали? Ну и, конечно, они разделяются между собой запятой, т.к. между ними нет союза.