с русским
В ущелье гор тревога. Кричит птичка — скалистый поползень. Что случилось? На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе во знаком. Ещё немного — и гюрза заползёт в гнездо.
И тут случилось чудо: маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.
Н. Сладков
Прочитайте.
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Придумайте заголовок.
3. Подготовьтесь к написанию изложения(устно прооворите трижды).
4. Напишите изложение.
Почему нужно быть добрым.
Человек – существо социальное. Так или иначе мы всегда зависим от окружающих: на работе, в кругу друзей, в кругу семьи. Наша жизнь складывается из наших поступков и поступков других людей по отношению к нам. Здесь действует золотое правило: относись к другим так, как хотел бы, чтоб относились к тебе. Всегда неприятны и опасны грубость, неуважение, равнодушие, злость, зависть. Данные качества порождают негатив, да и более того нанести душевную рану. Поэтому так или иначе каждый человек надеется получить положительные эмоции при общении с другими людьми. Но как важно получать позитивное, так же важно и нести позитив, добро в ответ. Добро для меня – это проявление эмпатии, сопереживания другим людям поставить себя на место другого. Быть добрым, делать добрые дела – значит, день за днем становиться мудрее, честнее. Добро необходимо человеку как воздух: творя добро, ты очищаешь душу, чувствуешь в себе силу, правду!
Но доброта – это не благотворительность, она должна быть избирательна и умна! Вспомним «Бесприданницу» Н. Островского: Карандышев, изъявляя желание жениться на Ларисе, в его понимании проявляет «великую доброту» к бедной девушке, Кнуров «по доброте душевной» (выиграв пари) хочет увезти девушку своей содержанкой в Париж. Но добро ли это для Ларисы? Нет, внешне положительный поступок обрекает героиню на «душевную тюрьму» и несчастную жизнь без любви. Таким образом, добрый поступок всегда предполагает нечто хорошее для всех. Так, в романе «Война и мир», в эпизоде, где Ростовы покидают осажденную французами Москву, Наташа Ростова, оставив почти все подводы для раненых, лишила всю семью большей части имущества, но множество жизней солдат…и свою душу от угрызений совести. Она поступила честно, мудро, добро! Доброта есть наша совесть, мерило наших поступков. Быть добрым – значит учиться доброте, учиться быть честным перед самим собой, учиться быть настоящим человеком!
Объяснение:
Время– это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так, писатель может "сжимать" время, ограничиваясь короткой фразой, например: " три года", а может "останавливать" мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл произведения. У Ч. Айтматова образ времени – важнейший элемент его художественно-философской концепции. Начиная с "Белого парохода" в творчестве Ч. Айтматова усложняются повествовательные формы: рядом с описанием реальных событий появляются легенды, предания, мифы, без которых уже не возможно представить произведение целиком. Усложняет писатель и образ времени, соединяя настоящее с позволяя ощутить глубины народной памяти.
В романе "И дольше века длится день", на мой взгляд, время – самая главная, ведущая категория. Это День, в котором разворачивается основное действие, исторически-конкретное время – судьба Едигея, и мифологическое время и будущего.
Едигей – главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всю жизнь на разъезде Боранлы-Буранный, затерявшемся в безбрежных сарозекских степях, и в этом суровом краю укоренились только двое – Едигей и его друг Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга, Едигей решает похоронить его на старинном кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд и преданий. Одновременно в художественную ткань романа вплетается другая сюжетная линия, связанная с установлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь, которая ушла далеко вперед в своем развитии. Лесная Грудь – это идеальный мир, мир без распрей, национальных и религиозных разногласий, построенный на принципах справедливости и добра. Жители этой планеты предлагают землянам свою дружбу и сотрудничество, но земляне оказываются не готовыми к такому контакту: раздираемая социальными и политическими конфликтами Земля принимает решение не только отказаться от встречи, но и окружает себя непроницаемым кольцом боевых ракет-роботов. Эта военная операция носит кодовое название "Обруч", и в сознании читателя невольно возникает легенда о манкурте – одна из самых замечательных в романе.
Много-много лет тому назад жуаньжуаны – жестокое племя, захватившее сарозекские степи, - превращали своих пленных в рабов, лишенных памяти, - манкуртов. Несчастному напяливали на голову кусок свежей верблюжьей шкуры в виде обруча, и, когда она высыхала, человек забывал свое свой род, своих родителей, свое имя.