С РУССКИМ ЯЗЫКОМ!
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В каждом городе, безусловно, найдутся рекламные щиты с надписями вроде «Мы любим наш город!». (2)Да, родной город по-своему дорог каждому жителю. (З)Кто-то восхищается достопримечательностями. (4)Кто-то любуется ночными улицами. (5)Кто-то наслаждается красотой парков. (6)Но есть ли кто-нибудь, кто гордился бы санитарным состоянием города?
(7)Пустые сигаретные пачки, хаотично разбросанные окурки, жестяные банки, скомканные фантики, прочий мусор на городских улицах. (8) Кому не знакома эта картина? (9)А кто её рисует? (10)Мы!
(11)Вы удивлены? (12)Конечно() практически каждый считает() что грязный город ()не его личная вина()и находит собственное объяснение() подобному беспорядку. (13)Дескать, грязь городских улиц и дворов обусловлена недостаточным количеством урн, нерегулярным вывозом мусора из контейнеров и дефицитом мест для выгула собак. (14)Однако никакие меры со стороны городских властей не будут эффективными до тех пор, пока есть люди, напрочь забывающие, что живут в обществе, где принято считаться с интересами окружающих. (15)Такие индивидуумы оставляют бутылки прямо там, где выпит последний глоток пива, мусор — у себя под ногами. (16)Они не невоспитанные, а открыто презирающие общепринятые нормы. (17)Невоспитанным можно назвать маленького ребёнка, который, выйдя из магазина с мороженым, вскрывает обёртку и непринуждённо бросает её за спину. (18)Малыш понятия не имеет, как поступать в таких случаях, это «заслуга» родителей. (19)И всё-таки улицы замусоривают не злостные нарушители чистоты. (20)Прежде чем кивать на хулиганов, стоит сначала посмотреть на собственные поступки. (21)Многие из нас машинально выбрасывают куда попало использованные проездные билеты, фантики, окурки, спички, прочую «мелочь» — её, мол, не видно. (22)Скомкал пустую упаковку из-под сока, кинул — и не попал в урну. (23)Лень с пикника везти пустые пластиковые бутылки — и «забыл» их под кустом...
(24)В результате город, о любви к которому кричат рекламные щиты, общими «стараниями» превращается в большую свалку. (25) Может быть, свою любовь стоит доказать иначе, взяв на вооружение старинную мудрость «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят»?
(По материалам Интернет-сайтов)
1. В каком предложении выражена основная мысль текста?
А) Родной город по-своему дорог каждому жителю.
Б) Практически каждый человек считает, что грязный город не его личная вина.
В) Города не будут чистыми до тех пор, пока люди не научатся уважать общественный порядок.
Г) Замусоривают улицы не злостные нарушители чистоты.
2. Какой тип речи представлен в предложениях 19—25?
А)описание
Б)повествование
В)повествование и описание
Г)рассуждение
3.Из предложений 1-4 выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне, подберите проверочные слова
4 .Из предложений 2-5 выпишите предложение с наречием, объясните правописание.
5. Из предложений 7-10 выпишите причастия, объясните орфограммы
6. Из предложений 1 - 4 выпишите номер предложения с вводным словом.
7.К какому стилю принадлежит слово «дескать». Является ли оно членом предложения?
8 .Подберите синонимы к слову «индивидуум». Объясните значение слова.
9 . Из предложений 8-11 выпишите предложение, в котором используется слово с переносным значением.
10.Среди предложений 13 -15 найдите сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Укажите номер этого предложения.
11. Среди предложений 16 - 18 выпишите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
12_. Среди предложений 8 - 12 выпишите предложение назывное , восклицательное предложение,
13.Выпишите предложение №12. Расставьте знаки препинания и объясните их.
на долю которых выпали необычайные да и опасные приключения.
Отправившись путешествовать во время половодья, они оказались на необитаемом
острове, непроходимыми болотами отрезанном от всей земли. Хлопцам грозила
гибель...
Но они выстояли, преодолели все трудности взрослым обезвредить
и задержать опасную шайку бандитов. И в этом проявились не только мужество
полесских робинзонов, а прежде всего взаимо готовность к
самопожертвованию и крепкая, верная дружба.
I
Отважные путешественники. - Среди моря. - Крушение корабля. -
Путешествие по воде. - Незнакомый берег. - Подсчет имущества.
- Правь туда, вон в тот лесок! Интересно покататься в челноке по лесу.
Долговязый Мирон, крепко вцепившись руками в борта, сидел на корточках
на дне выдолбленного челнока - "душегубки". Колени его едва не доставали до
носа. Показывая на лес, он вдруг поднял руку и даже привстал немного.
Челнок качнулся.
- Да не крутись ты! Видишь...
Виктор, стоя управлявший челноком, не успел договорить - потеряв
равновесие, он неловко растянулся и лодке. Душегубка качнулась еще сильнее,
зачерпнула воды. Хлопцы тут же распластались на дне и даже затаили дыхание.
Наконец челнок успокоился, в нем заплескалась вода.
- Видишь, чего натворил! - с упреком сказал Виктор. - И нужно было тебе
вставать! Вычерпывай теперь!
- Да сам же ты и виноват! - огрызнулся Мирон. - Пофорсить захотел: вот,
мол, как я ловко справляюсь с этой паршивой "душегубкой".
- Ну и справился бы, если б ты спокойно сидел!
- Я и сидел, а вот ты забыл, в каком корыте едешь. Чего стоял во весь
рост?
1. Словосочетание - это соединение по смыслу и грамматически двух и более знаменательных слов.
2.В словосочетании есть главное слов (от которого ставится вопрос) и зависимое (к которому ставится вопрос): выполнить (главное) что? задание (зависимое).
3.Согласование - главное и зависимое слово употреблены в одном роде, числе и падеже: мой друг, замечательная книга.
Управление - главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже: купить (что?) телефон, встреться (с кем?) с другом.
Примыкание - зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу, поскольку не изменяется: весело шагать, идти вдвоем.
Объяснение: