С ТЕСТОМ Работа с текстом.
(1) Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. (2) Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?
(3) Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. (4) Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. (5) Садиться за один стол с Лидией Михайловной! (6) Нет, нет! (7) Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. (8) Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. (9) Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, – настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.
Задания к тексту.
– Определим тему текста.
– Какова основная мысль текста?
– К какому стилю языка принадлежит этот фрагмент рассказа?
– Определите тип речи.
– Какие средства связи слов в предложении использует автор?
– Найдем фразеологический оборот, встретившийся в тексте.
– Каково его значение?
– Какие предложения по цели высказывания встречаются в этом тексте?
– А по эмоциональной окраске?
– По структуре? Простых предложений больше или сложных?
–Вспомним основные группы сложных предложений.
– Охарактеризуйте их.
Синтаксический разбор предложения.
– Выпишем предложения 3, 7 и выполним синтаксический разбор. ((3) «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок,
2 из 2
звала меня ужинать. (7) Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить»).
– Какой вид подчинения придаточных встретился в 3 предложении?
– А какой вид подчинения придаточных вы еще знаете?
– А какой еще лингвистический термин, синоним параллельному подчинению, существующий в научной и учебной литературе, вам известен
– Какие виды придаточных предложений вам встретились в 3 и 7 предложениях?
– А какой вид не встретился?
– Найдите предложение, в котором данный вид встречается?
– Выпишем грамматическую основу предложения 5.
– Определим тип односоставного предложения.
– Прочитаем сложные предложения с разными видами связи
– Какие виды связи присутствуют в них?
– Ребята, чем может быть осложнены простые предложения, входящие в состав сложных?
– Назовите номера предложений, где есть обособленное определение или обособленное обстоятельство
– Назовите номера предложений, в которых есть вводное слово
– Запишем три словосочетания: французский язык, признаком учителей, наизусть выучу. Определим связи слов в предложении.
– Замените словосочетание «французский язык», построенной на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Замените словосочетание «признаком учителей», построенной на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную (~~~),
Такую хорошую(~~~) — слов даже нет!
обособленные определения, относятся к личному местоимению (тебя)
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя(~~~) и |вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой|(~~~),
|Свистя беззаботно|(-.-.-), на первый урок.
обособленные определения к слову мальчишку - однородные: приложение - немного лентяя и причастный оборот: вечно не в срок бегущего утром с портфелем под мышкой
обособленное обстоятельство: свистя беззаботно - деепричастный оборот
|Сойдясь у опушки|(-.-.-),
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
обособленное обстоятельство - деепричастный оборот
В холодной ночи, под неласковым небом,
|Склонившись|(-.-.-), мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
обособленное обстоятельство - одиночное деепричастие
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, |не дрогнув|(-.-.-), я в бой ухожу!
обособленное обстоятельство - одиночное деепричастие
Объяснение:
1.Соверш. вид Несоверш. вид
вытереть вытирать
замереть замирать
запереть запирать
зажечь зажигать
застелить застилать
заблестеть заблистать
Объяснение: в первом задании выделить в словах корни: -тер- - -тир-, -мер- -мир-, -пер- -пир-, -жиг- -жеч-, -стел- -стил-, -блест- -блист-, а также суффикс -а- после корней -мир-, -пир-, -жиг-,-стил-, -блист-.
2.Работают (1 спр.), сеют (1спр.), любят 2спр., хвалят 2спр., режут 1спр., лечат 2спр., вертят 2 спр., играют 1спр., ищут 1 спр., гонят 2 спр., ненавидят 2 спр., прячут 1 спр., пишут 1 спр., ловят 2 спр., пилят 2спр., думают 1 спр., стелют 1 спр., смотрят 2 спр., водят 2 спр., моют 1спр.
Еще нужно выделить окончания глаголов: - ют, -ять, -ят и т.д.