Самостоятельная работа.
Списать, раскрывая скобки. Определить часть речи (надписать над словом обязательно).Частицу заключите в прямоугольник, союз-в круг
Выполнение - 25 минут
1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места.
2. Он ушел (не)заметно.
3.На рассвете его разбудил (не)громкий, но настойчивый стук в окошко.
4. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы.
5. Приезжий был (не)высок ростом.
6. (Не)далеко показались огни деревеньки.
7. Когда (не,ни) посмотришь на море, оно всегда прекрасно
8. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.).
9. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды.
10. Ты (не)рад мне?
11.Повсюду лежал еще (не) растаявший снег.
12.Иду ,(не)смотря под ноги.(Не)смотря на дождь.
13.Ветра нет,(не,ни) солнца,(не,ни) света,(не,ни) шума.
1) Тема текста отражена в его названии. Основная мысль текста – это то, зачем создан текст на данную тему, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать
2)У однокоренных общий корень, они могут быть разными частями речи. А формы одного и то го же слова - это одна часть речи, изменяемая, например, по падежам, по числам, по родам, по лицам.
Билет 2
1) Стили речи в русском языке прежде всего делятся на две группы: РАЗГОВОРНЫЙ и КНИЖНЫЕ. А книжные в свою очередь делятся на:
- научный (его можно встретить в учебнике физики, химии и т. д.) свойственно употребление научных терминов, точных сведений;
- официально-деловой (вся документация: справки, анкеты, протоколы, квитанции, ордера, акты, заявления, объяснительные и т. д.) ;
- публицистический ( журнальные, газетные статьи, репортажи, интервью и т. д.) , как правило затрагиваются актуальные вопросы, темы, наличие обращения к публике;
-художественный (тот, что мы встречаем при прочтении любого художественного произведения) . Это особенный стиль, т. к. может сочетать в себе все остальные!! !
Типы текста:
-Повествование, в котором повествуется (рассказывается) о чем-либо, излагается материал во временной последовательности ;
- Описание, для этого типа текста характерно большое количество прилагательных и причастий, т. к. описывается какой-либо предмет, явление, человек;
-Рассуждение, оно имеет определенную структуру: 1) Тезис (утверждение!) ; 2) Доказательства этого утверждения; 3)Вывод.
2)
Билет 3
1) Словосочетание — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.) . Словосочетаниями не является:
грамматическая основа
однородные части речи
служебная часть речи + существительное
фразеологизм
Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов) . Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.
Типы (виды) связи слов в словосочетании
Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.
В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова) . Существует три типа связи между словами в словосочетании:
Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.
Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.
Примеры: ненависть к врагу, читать книгу.
Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.
Примеры: петь красиво, лежать спокойно.
Классификация словосочетаний по главному слову
По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:
Глагольные
Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.
Именные
Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.
Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый
Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
Наречные
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.
Классификация словосочетаний по составу (по структуре)
Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.
Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек) .
Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.
Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также комбинированные. Основным критерием этой классификации является связи слов в составе словосочетания
Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов
По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:
синтаксически свободные
Примеры: высокий дом.
синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:
Примеры: три сестры, анютины глазки.