Самостоятельная работа
ВВОДНЫЕ СЛОВА И КОНСТРУКЦИИ
1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Конечно,(1) это мне только казалось. Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. Должно быть,(2) и в самом деле тогда я впервые подумал о том,(3) что теперь занимало все мои мысли. Итак,(4) я скрыл свою тайну от всех.
2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я изучил ночные полёты,(1) когда сразу за стартом начинается тьма и всё время,(2) пока набираешь высоту,(3) кажется,(4) ощупью идёшь по тёмному коридору. Внизу,(5) на аэродроме,(6) ярко светятся огни.
3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И тут я понял,(1) что если освободить мальчика от честного слова,(2) снять его с караула может только военный,(3) так надо,(4) значит,(5) идти искать военного.
4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
В свободные часы я уходил в сарай колоть дрова,(1) желая побыть наедине с самим собою. Жизнь,(2) помню,(3) казалась мне всё более скучной,(4) жёсткой,(5) установленной навсегда в тех формах и отношениях,(6) как я видел её изо дня в день.
5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Алёшка,(1) ты погляди,(2) – указывает дед,(3) – никак,(4) у чужой калитки родня появилась.
– Наверно,(5) – отвечает Алёша и идёт дальше.
6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Полечи,(1) яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц,(2) можно сказать мой: я ему жизнью обязан,(4) благодарность оказывать должен,(5) а ты говоришь – бросить!
7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст.
8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Однажды после ледостава облетела село весть,(1) будто в полынье плавают гуси и не улетают. Гуси крупные,(2) людей не боятся,(3) птицы эти,(4) должно быть,(5) домашние. Вечером,(6) когда я катался с ребятами на санках,(7) с другой стороны реки послышались тревожные крики.
9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Завтра! А если сегодня огонь захватит лес,(1) который подходит к самой воде?
– Их,(2) наверно снимут. А может,(4) огонь ещё остановится,(5) – нерешительно сказал Алик.
10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Бим,(1) во-первых,(2) поздоровался: повилял хвостом,(3) но с грустинкой,(4) склонив голову сначала на одну сторону,(5) потом на другую. Это,(6) кроме того,(7) означало и во А ты – что за человек?»
11. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
На этот раз они были первые,(1) никто до них ягоду тут не трогал и не мял,(2) а наросло её на диво,(3) в редкий год,(4) по словам дяди Митяя,(5) удаётся такой урожай. Теперь Саня знал,(6) что это такое – кусты ломятся от ягоды.
12. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И в себе он,(1) оказывается,(2) многого не знал и не подозревал: этого,(3) например,(4) нечеловечески сильного и огромного чувства,(5) пытающегося вместить в себя всё сияние и всё движение мира,(6) всю его необъяснимую красоту и страсть,(7) всю полноту.
13. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Я выбежал на тропу,(1) собака страшно изогнулась,(2) взглянула на меня зелёным взглядом голодных глаз и прыгнула в лес,(3) поджав хвост. Осанка у неё,(4) вне всякого сомнения,(5) была не собачья,(6) и,(7) когда я свистнул,(8) она дико бросилась в кусты.
14. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Действительно,(1) в протоке показалась рыбачья лодка,(2) огибавшая остров. Это и был Тарас. Он плыл,(3) стоя на ногах,(4) и ловко управлял одним веслом. Когда он подплыл ближе,(5) я заметил,(6) к удивлению,(7) плывшего перед лодкой лебедя.
15. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.
– Ты,(3) значит,(4) их украл?
ответ: Кошачье кафе
Сегодня любители кошек могут посетить кошачье кафе. В этом кафе живут кошки. Они чувствуют себя в нем как дома: знакомятся с посетителями, играют, спят. Зайдя в кошачье кафе, Вы понимаете, что пришли в гости, где хозяйничают эти милые пушистые создания. В кафе вам предложат чай, кофе, пирожные, бутерброды и различные напитки. Иногда здесь проводятся тематические вечера, связанные с кошками. Также вы можете оставшимся без приюта кошкам найти новых хозяев или забрать их себе.
Тема текста (то, о чем в нем говорится. Тема может быть заключена в одном из предложений текста): Сегодня любители кошек могут посетить кошачье кафе
Основная мысль (то, что хотел сказать автор читателю): Автор хотел рассказать читателю о существовании кафе, посвященных котам, где можно не только трапезничать, но и животным, оставшимся без дома
(Примерный вариант ответа)
Да, я хотел бы посетить такое кафе, так как очень люблю кошек. Там могли бы проводиться беседы, знакомящие посетителей с различными породами кошачьих, особенностями ухода и местами обитания
Зайдя в кошачье кафе (деепричастный оборот, обособленное обстоятельство, подчеркивается точкой-тире), Вы понимаете (подлежащее+сказуемое), что (союз) пришли (сказуемое) в гости, где (союз) хозяйничают эти милые пушистые создания.
Иногда здесь проводятся тематические вечера, связанные с кошками(причастный оборот, подчеркивается как определение).
К 21 и 22 заданиям нет текста
21. ( ) Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении?
А) однако; Б) даже; В) несмотря на это; Г) следовательно.
22 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
А) стали машины (предложение 5)
Б) корабли в упор палили (предложение 2)
В) вывести из строя (предложение 3)
Г) матросы старались завладеть (предложение 4)
Дополнительная часть
23.
[Я посмотрел на клён и увидел], (как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, остановился на одно мгновение в воздухе и косо начал падать к моим ногам, |чуть шелестя и качаясь|).
24. слитно или раздельно
В скобках:
(-) одной чертой,
(=) двумя чертами
А) Вслед(-) летели телеграммы, потому что(=) времени совсем не было(=).
Б) Ребята побежали навстречу(-) ему так же(=) быстро, как и он сам.
В) Несмотря(=) на занятость, я другу.
Г) Сначала(-) он летал вдвоём(-) с командиром эскадрильи на разведку, потом приехали шефы с концертом.
25. паронимы:
А) человеческий облик – человечный поступок;
Б) орудие труда – холодное (или огнестрельное) оружие.
26. Вставьте буквы.
1) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. 2) Но все же край этот обладает большой притягательной силой. 3) Он очень скромен – так же, как картины Левитана. 4) Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
5) Что можно увидеть в Мещёрском крае? 6) Цветущие или скошеные луга, сосновые боры, поемные и лесные озёра, стога×, |пахнущие сухим и теплым сеном|.
7) В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры... 8) И вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
9) В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота×,
|покрытые ольхой и осиной|, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.
27. главная информация, содержащаяся в тексте.
А) В Мещерском крае заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
28.предложении 6.
6) Цветущие или скошеные луга, сосновые боры, поемные и лесные озёра, стога×, |пахнущие сухим и теплым сеном|. - причастный оборот
29. предложения 9.
Б) простое предложение с однородными членами;
30. нужно ли поставить запятую на место скобки.
[Дорог и памятен для каждого человека тот день], (когда осуществляются его заветные стремления).
Б) запятая нужна, так как это сложноподчинённое предложение с придаточным предложением определительным (день× какой?)