Санализом текста. отрывок из произведения: «что это? я ! у меня ноги подкашиваются», — подумал он и упал на спину. он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или пушки. но он ничего не видал. над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. как же я не видал прежде этого высокого неба? и как я счастлив, что узнал его наконец. да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. ничего, ничего нет, кроме его. но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. и слава ». 1) о чём текст; какое настроение создаётся в процессе чтения. 2) определить кол-во абзацев, компоненты: зачин, серединная часть, концовка. 3) найти ключевые слова, определить тему текста. 4) сколько микротем в тексте. выделить их. 5) указать средства и связи предложений в тексте. 6) определить значения грамматических основ в предложении для понимания текста. 7) выяснить видовременные значения глагола в сказуемых и глагольных форм для того, чтобы выявить смыслы расширяющих наше представление о тексте. 8) охарактеризовать второстепенные члены предложения и их функции в построении речевого произведения. 9)найти элементы, осложняющие структуру предложения (т.е. однородные члены, вводные и вставные конструкции). указать их роль. 10) определить тип и стиль речи. 11) найти художественные средства выразительности. 12) сформировать основную мысль текста.
2. Бирючи – это царские служители, объявляющие царские указы. Софья уехала в село Коломенское и послала бирючей по уездам создавать дворянское ополчение
3. Холоп – в Древней Руси: человек, находящийся в зависимости, близок к рабству; в крепостной Руси: крепостной крестьянин, слуга Дворовых холопей у Волкова было всего пятнадцать душ, да и те перебивались с хлеба на квас
4. Челядь – при крепостном праве: дворовые помещика.Сощуренные глаза его быстро посматривали, - не видел ли эти деньги кто из челяди?
5. Бердыш – старинное оружие – широкий длинный топор на высоком древке с лезвием в виде полумесяца. Иван Андреевич в исподнем белье выскочил из шатра, размахивая бердышом
6. Кольчуга – старинный военный доспех в виде рубашки из металлических колец. На кольчуги денег не хватило, одел их в тигелеи, хотя и робел, - как бы на смотру не стали его срамить и ругать.
7. Копьё – колющие или метательное оружие на древке. Стрельцы, уставя копья, кинулись за ним
8. Латы в старину: металлические доспехи, броня. Их обгоняло, крича и хлеща по лошадям, много дворян и детей боярских, в дедовских кольчугах и латах, в новопошитых ферязях, в терликах, в турских кафтанах, - весь уезд съезжался на Лубянскую площадь, на смотр, на земельную вёрстку и перевёрстку.
9. Мушкет – старинное тяжёлое ружьё XVI века. Из него стреляли, ставя для устойчивости на рогатую палку. То он катался на карликовой лошадке, и позади скакали верхом толстые дядьки; то шагом с барабаном впереди ребят, одетых в немецкие кафтаны, с деревянными мушкетами, и опять же дядьки суетились около, размахивая руками 10. Фашина – связка прутьев, хвороста, камыша для укрепления откосов, насыпей, дорог по болоту, для вязки плотов. Скинув кафтан и парик, копая землю, плёл фашины, здесь же ел с солдатами.
Например:
Диалог на тему «Должны ли мы отмечать День Победы?» предлагаю составить так:
- Привет, Миша. Как дела?
- Привет, Паша. Все замечательно Вот готовлю плакат в честь Дня Победы.
- А ты отмечаешь этот праздник?
- Да, конечно. Каждый год мы с родителями ходим на парад и поздравляем всех, кто хоть как-то связан с этим праздником.
- А я никогда не понимал смысла этого праздника.
- Неужели? День Победы - символ мира. Отмечая его, человечество получает уроки истории и стремится не повторить ошибок Наверное, ты прав.
- Конечно. Мы должны помнить, что война - это очень страшно. А такие праздники,как этот нам не забывать об этом тебе, друг, за объяснение. Наверное, я тоже схожу на парад.
- Удачи! Рад был тебя видеть.
ну как то так.