сделать контрольную 1. Выполните полный синтаксический разбор предложения (расставьте знаки препинания, подчеркните все члены предложения, надпишите части речи, охарактеризуйте предложение (повеств., невоскл сложное, односост./двусост., полн./неполн., распр./нераспр., осложнен (чем осложнено)./неослож.).
Берг взял краски бумагу и не напившись даже чаю пошел на озеро весело тряся пустыми белыми ведрами.
2. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, если это необходимо.
а) Месяц полный и красный начал показываться из-за зубчатого горизонта домов.
б) Дня через три оголились доступные всем ветрам бугры.
3. Укажите предложения с обособленными приложениями (знаки препинания не расставлены), запишите только буквы, под которыми верные ответы.
а) Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его.
б) С.Я. Маршак популярный детский поэт.
в) Мой лучший друг Женя занимается спортом.
г) Мы артиллеристы хлопотали около орудий.
4. Запишите ответ/(ы), в которых обстоятельство/(а) не обособляется/(ются), то есть запятая не ставится (знаки препинания не расставлены).
а) Сын слушал рассказы отца затаив дыхание.
б) Они возвращались домой не спеша.
в) Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив.
г) Пошумев река успокоилась.
5. Перепишите предложения. Расставьте знаки препинания. Орфограммы выделите. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
Л(а/о)борант геологической эксп(и/е)диции прятал от дождя образц(и/ы) минералов (1) а мы (2) покрытые брезентом (3) укладывали инструменты (4) и приборы в дли(н/нн)ые ящики. В раскрытое окно (1) выходившее в сторону шахты (2) видно было движение воинских частей (3) грузовых машин (4) покидавших город (5) коло(н/нн)ы эвакуируемых жителей.
Вариант 2
1. Выполните полный синтаксический разбор предложения (расставьте знаки препинания, подчеркните члены предложения, надпишите части речи, охарактеризуйте предложение: повеств., невоскл сложное, односост./двусост., полн./неполн., распр./нераспр., осложнен. (чем осложнено)/неослож.).
Навстречу им приседая под коромыслом с двумя ведрами и неловко ступая безобразными задубеневшими валенками обшитыми свиной кожей шел он в одном армячишке.
2. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания.
а) Тесно торчали на грядках перепутанные горохом бурые листья.
б) Трава сгибаемая ударами ветра и дождя ложилась на землю.
3. Укажите предложения с обособленными приложениями (знаки препинания не расставлены), запишите только буквы, под которыми верные ответы.
а) Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам.
б) Геолог он исколесил всю Сибирь.
в) Мой старший брат Игорь учится в университете.
г) П.И. Чайковский известный русский композитор.
4. Запишите ответ/(ы), в которых обстоятельство/(а) не обособляется/(ются), то есть запятая не ставится (знаки препинания не расставлены).
а) Мастер работал стоя.
б) Бледнея заря затихает.
в) Всю ночь она провела не смыкая глаз.
г) Мать несколько раз обернулась взмахивая платком.
5. Перепишите предложения. Расставьте знаки препинания. Орфограммы выделите. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
И (1) убелё(н/нн)ый сединою (2) я вновь иду в поля твои (3) чтоб вечно пели надо мною моей (4) России (5) соловь/(ъ)и. Тут кто-то позвонил дяде по телефону (1) и (2) чем-то встревоже(н/нн)ый (3) он заторопил старика Якова.
Слитное написание
Пустое времяпрепровождение
Экспериментальное градостроительство
Активная газификация
Отдать полжизни
Охватило полстраны
Сделала полуоборот
Тонкий полупроводник
Случился полуобморок
лжеИкар
Деревенский водовоз
Любительское растениеводство
Изучение макроэкономики
Необычный микрокалькулятор
юбилей
Эффективный велотренажёр
Продемонстрировать экстракласс
Сведения столетней давности
Объяснение:
Дефисное написание
Долгий авиа-перелет
Бравый контр-адмирал
Объехали пол-Австралии
Налить пол-литра
Одно- и двухэтажные коттеджи
Откусил пол-ломтя
Перейти в контр-наступление
Предъявить аудио- и видеозаписи
Отрезать пол-луковицы
2. Определите тему текста.
3. Определите тип текста (описание, повествование,
рассуждение)
4.Найдите предложение с водной конструкцией и выпишите
его. Поставьте недостающий знак препинания. Определите
значение вводной конструкции.
5.Выпишите из текста сложные существительные:
путешествие, пешеход. Определите соединения
данных сложных существительных.
6.Выпишите предложенные слова и вставьте пропущенные
буквы: планшет...К, сотруднич...к. Объясните
правописание ек, ИК в суффиксах существительных.
В Алматы открыт первый Центр умного туризма.
Гостям предлагаются такие услуги: аренда планшетов и
смартфонов, пешеходные экоэкскурсии, экскурсии на метро,
а также курсы по использованию планшетов и смартфонов в
путешествиях. Как сообщают журналисты
информационный центр работает круглосуточно. Там
работают определенные сотрудники, которые смогут
ответить на все вопросы на казахском, русском, английских
языках.