№ 6 Из группы слов вычеркните лишнее. Смеющийся, смеявшийся, смеясь (деепричастие), рассмеявшиеся. Рассчитывавший, готовящийся, бушующий, величайший (прилагат.). Распечатанный, раскрытый, отправленный, торжественный(прилагат.).
№ 7 Списать, расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Охотник, смотревший с берега, долго протирал глаза. Охотник - подлежащее, сущ. смотревший с берега - обособл. распр. определение, выраженное причастным оборотом (обособляется, так как после опред. слова), долго - обстоятельство, нареч.; скорее всего здесь "протирать глаза" всё-таки употреблено не в прямом смысле, а как фразеологизм, т.е. всё словосочетание протирал глаза является сказуемым.
№ 8 Образовать действительные причастия настоящего времени, обозначьте орфограмму. Слышать - слышащий, стлать - стелющий, брить - бреющий, шептать - шепчущий, ненавидеть - ненавидящий, следовать - следующий - орфограмма суффиксы действит. причастий зависят от спряжения исходных глаголов, если 1 спр. - то ущ -ющ, если 2 - то ащ, ящ.
№ 9 Списать, образовать действительные причастия времени.
№ 10 Замените глаголы действительными причастиями настоящего времени. По тропинке, поднимающейся в гору. От колющихся веток кустарника. К потоку, низвергающемуся с горы. Силуэт двигающегося человека. С негодующим отцом. С недоумевающим отцом.
В данном тексте автор затрагивает проблему взаимопонимания и сострадания людей. Ведь только благодаря этим качествам строители сохранили память матери о погибших на войне сыновьях. Автор считает первоначальное поведение Семена Митрофановича неприемлемым. Им двигал исключительно рабочий интерес, он даже не хотел узнать причину, по которой Мария Тихоновна не могла покинуть свой дом. Но после того, как он узнал причину, то не смог остаться равнодушным, в нем проснулись чувства сострадания и понимания. Для автора пробуждение этих чувств явились важнейшей кульминацией рассказа. Именно благодаряэтому совершается по-настоящему человеческий поступок: сохраняется память о Марии Тихоновны. Я согласна с мнением автора. Важнейшими человеческими качествами являются сострадание и взаимопонимание. Иногда только благодаря ним можно избежать огромных душевных трагедий. Так, например, в романе Толстого «Война и мир» благодаря состраданию Наташи Ростовой были жизни многих солдат. Она не могла спокойно собирать вещи, зная, что раненые люди могут остаться в Москве, которая была обречена на захват Наполеоном. Наташа оставила в городе дорогие для её семьи вещи, но зато эвакуировать множество людей. Напротив, в произведении Распутина «Прощание с Матерой», самым близким и самым родным людям Дарьи оказалось всё равно на чувства матери, бабушки, они не испытывали к ней сострадания, они её не понимали. Расставание с родной деревней для Дарьи обернулось трагедией, особенно без поддержки и сына и внука.
Подобрать к причастным оборотам определяемые слова.
Сбегавшие с гор ручьи; туман, висевший в осеннем воздухе; усыпанные разноцветными листьями дорожки; тропинка, протоптанная туристами; задача, решенная учениками.
№ 2
Списать, указать действительные и страдательные причастия.
Девочка, одевающая куклу; выпускники, посадившие деревья; - действительные
кукла, одеваемая девочкой; посаженные выпускниками деревья - страдательные
№ 3
Выписать действительные причастия.
сверкающий на солнце снег; бушующее море; борющиеся за свободу; улыбающийся мальчик; лечащий врач; плывущий вдалеке корабль
№4
Списать, вставить буквы.
Он строится, борется, колеблется, колется, гонится, вертится, торопится, плещется, колышется, душится, стелется, смотрится
№ 5
Разобрать по составу слова.
Запылала - за- приставка пыл -корень а-суффикс, л-суффикс, а-окончание, основа:запыла
побежала - по-приставка беж - корень а-суффикс л-суффикс а-окончание, основа: побежа
наливается - на-приставка ли -корень ва-суффикс ет- окончание ся - суффикс, основа: налива
зажглась - за-приставка жг-корень л-суффикс а-окончание сь - суффикс, основа: зажг
бледнеет - бледн-корень е-суффикс ет-окончание, основа: бледне
синеет - син-корень е-суффикс, ет-окончание, основа: сине
№ 6
Из группы слов вычеркните лишнее.
Смеющийся, смеявшийся, смеясь (деепричастие), рассмеявшиеся.
Рассчитывавший, готовящийся, бушующий, величайший (прилагат.).
Распечатанный, раскрытый, отправленный, торжественный(прилагат.).
№ 7
Списать, расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Охотник, смотревший с берега, долго протирал глаза.
Охотник - подлежащее, сущ. смотревший с берега - обособл. распр. определение, выраженное причастным оборотом (обособляется, так как после опред. слова), долго - обстоятельство, нареч.; скорее всего здесь "протирать глаза" всё-таки употреблено не в прямом смысле, а как фразеологизм, т.е. всё словосочетание протирал глаза является сказуемым.
№ 8
Образовать действительные причастия настоящего времени, обозначьте орфограмму.
Слышать - слышащий, стлать - стелющий, брить - бреющий, шептать - шепчущий, ненавидеть - ненавидящий, следовать - следующий - орфограмма суффиксы действит. причастий зависят от спряжения исходных глаголов, если 1 спр. - то ущ -ющ, если 2 - то ащ, ящ.
№ 9
Списать, образовать действительные причастия времени.
Растаять - растаявший, веять - веявший, дышать - дышавший, брать - бравший, дарить - даривший, стучать - стучавший, звать - звавший, звонить - звонивший, вертеться - вертевшийся, плакать - плакавший, грохотать - грохотавший, развеять - развеявший, пениться - пенившийся.
№ 10
Замените глаголы действительными причастиями настоящего времени.
По тропинке, поднимающейся в гору.
От колющихся веток кустарника.
К потоку, низвергающемуся с горы.
Силуэт двигающегося человека.
С негодующим отцом.
С недоумевающим отцом.
Автор считает первоначальное поведение Семена Митрофановича неприемлемым. Им двигал исключительно рабочий интерес, он даже не хотел узнать причину, по которой Мария Тихоновна не могла покинуть свой дом. Но после того, как он узнал причину, то не смог остаться равнодушным, в нем проснулись чувства сострадания и понимания.
Для автора пробуждение этих чувств явились важнейшей кульминацией рассказа. Именно благодаряэтому совершается по-настоящему человеческий поступок: сохраняется память о Марии Тихоновны.
Я согласна с мнением автора. Важнейшими человеческими качествами являются сострадание и взаимопонимание. Иногда только благодаря ним можно избежать огромных душевных трагедий.
Так, например, в романе Толстого «Война и мир» благодаря состраданию Наташи Ростовой были жизни многих солдат. Она не могла спокойно собирать вещи, зная, что раненые люди могут остаться в Москве, которая была обречена на захват Наполеоном. Наташа оставила в городе дорогие для её семьи вещи, но зато эвакуировать множество людей.
Напротив, в произведении Распутина «Прощание с Матерой», самым близким и самым родным людям Дарьи оказалось всё равно на чувства матери, бабушки, они не испытывали к ней сострадания, они её не понимали. Расставание с родной деревней для Дарьи обернулось трагедией, особенно без поддержки и сына и внука.