сегодня
1. Спишите предложения и укажите, какую функцию они выполняют.
1) Кто-то, перегоняя, проговорил ей над ухом: «Ай да глазки!». (А.Толстой)
2) Ах, да воротите же их! – застонала нервная дама. – Фу, как вы все бестолковы! (А.Куприн)
3) Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! (А.Чехов)
4) Пантелей Прокофьевич деловито оглядел чернявую головку, торчавшую из вороха пеленок, и не без гордости удостоверил: «Наших кровей... Эк-гм. Ишь ты!». (М.Шолохов)
5) – Вот так так! – Ромашов вытаращил глаза и слегка присел. (А.Куприн)
«Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях»
2.Составьте текст из предложений, расположив их в порядке следования.
Это правило по междометию. Запиши эти цифры.
1. К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова, которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы.
2. Междометие – особая часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий, выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.
3. Междометие не имеет морфологических признаков, поэтому и морфологический разбор его не проводят.
4. Междометие может выступать в роли самостоятельных частей речи и являться членом предложения.
5. Междометия на письме выделяются при восклицательного знака и запятой.
Н-р: Ах! Как хорошо на улице.
Чу, где-то послышался звук.
6.Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис.
Н-р: Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи и ха-ха-ха.
7. Междометия бывают непроизводными и производными, т.е. возникают из других частей речи.
Н-р: А с дождливых полей все неслось к нам ура…
Ах ты, степь моя, степь привольная.
Практика.
3.Расставь знаки препинания, раскрой скобки. Обведи в овал междометия, определи значение междометий.
а) Ах ты степь моя степь привольная.
б) Караул Лови, лови да дави его, дави.
в) «Шабаш» - крикнул он повелительно.
г) Ушица ей-же-ей на славу сварена.
д) «Прощай прощай матушка», - сказал комендант, обняв свою старуху.
е) Э да ты мазунчик, как я вижу! – говорил Бульба.
ж) Ну пойдем дети!
з) Эге(ге) да это из одного гнезда обе птицы!
и) Ай(ай) какой голос!
к) Ого(го) да это хват!
л) О погляди как та звезда горит горит и потухает.
4.Расставь знаки препинания. Подчеркни как члены предложения междометия, которые употреблены в значении других частей речи (укажи, каких).
а) Ура Мы победили!
б) От «ура» дрожали стены.
в) Хи-хи-хи, ха-ха-ха Смеялись ребята и не могли остановиться.
г) Девица хи-хи-хи да ха-ха-ха.
д) Эге задумался ученик.
е) Объяснял он свой предмет медленно тягуче скучно с бесконечным гм и эге.
5.Определи, какой частью (или частями) речи является слово пропасть в предложениях.
1) Направо был утес, налево пропасть ()такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне ее, казалась гнездом ласточки. 2)Я нашила пропасть () полотенец. 3) –Тьфу, пропасть! – () говорит она. – И тот дурак, кто слушает людских
Уже яблони дали завязь, волновалась полей волна.
Вскоре произойдет опыление, будет богатый семенами год.
А он вместо такого берета и длинного романтического плаща носил старую шляпу-гриб и выцветший «пыльник».
Поздно вечером они воротились, и папа сейчас же пошел с фонарем в сад взглянуть на цветок.
У этой пчелы на её мохнатых лапках собрано большое количество пыльцы с разных растений и цветов, так называемая обножка.
Он знал о покупке ровно столько, что это вполне мог оказаться венчик для яиц или дровяная плита.
-
Почему это семя пустило корни в таком, а не в другом направлении?
Человек, по-настоящему мыслящий(причастный оборот), черпает из собственных ошибок не меньше познания, чем из успехов.[-,|П.О.|,=] Орёл, рассекающий облака(причастный оборот), летит медленнее ласточек.[-,|П.О.|,=] Закон, живущий в нас(причастный оборот), называется совестью.[-,|П.О.|,=] Дело или занятие, не содержащее трудностей(причастный оборот), недостойно человека.[- или -,|П.О.|,=] Учитель, умеющий наделить своих учеников умением находить радость в труде(причастный оборот), должен быть увенчан лаврами.[-,|П.О.|,=]
Объяснение:
отметь лучшим лучших еще не хватает