Схема лингвостилистического анализа текста.
1. Определите микротему;
2. Выделите ключевые слова и словосочетания;
3. Укажите строение текста (зачин, срединная часть, концовка);
4. Определите виды связи предложений в тексте;
5. Укажите языковые средства выразительности;
6. Назовите стиль языка и тип речи;
7. Сформулируйте идею текста (основная мысль)?
Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк.
Однако в свежем воздухе чувствовалась примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто от чего-то.
Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы – оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом.
1)Поступки человека.
2) Сегодняшняя экологическая ситуация.
Месть природы
Наша жизнь
Кто такой человек?
3) Экологическая ситуация созданная человеком и ее влияние на него.
4) Экологические тупики.
Забыт здравый смысл.
Природа мстит.
Уничтожит все.
5) Мы(доп.) употребляем(глаг) пищу, слушаем(глаг) синтетическую(прил) электронную(прил) музыку, наши(прил) настроения находятся(глаг) в зависимости от печати или телевидения.
(Повествовательное, Невосклицательное, Сложное, Двусоставное, Распространенное)
6) Зачастую люди создают и используют свои изобретения как им кажется во благо себе, но во вред природе. А ведь если окружающая нас природа испорчена, как человеку может быть хорошо?
1.Я не мог заснуть, передо мною ,во мраке, все вертелся мальчик с белыми глазами.
2.Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда.
3.Я поднял глаза, на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка.
4.Она была хороша : высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу.
5.Образованный человек скромен , глубокая река спокойна.
6.Она посмотрела на себя в зеркало, лицо было бледнее обыкновенного.
7.Хочешь себя изучить -- посмотри на людей и дела их. Хочешь людей изучить -- в сердце к себе загляни.
8.Поле свое обрабатывай собственными руками, не оставляй его возделывать твоим невольникам: для земледелия необходимы руки свободного человека.
9.У каждого дела запах особый: в булочной пахнет тестом и сдобой. 10.Мимо столярной идешь ,мастерской стружкою пахнет и свежей доской. Ремонт был бы гибелью для дома ,нельзя тормошить старые задубелые кости.
11.Одно мне всегда было странно, я никогда не делался рабом любимой женщины.
12.Никогда не должно отвергать кающегося преступника ,с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее.
13.Я взглянул на нее и испугался, ее лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы.