В 1782 году Державин представил читателям «Фелицу». Интересно сравнить эту оду с одой Ломоносова «На день восшествия…». Если Ломоносов говорит больше о правительнице, то Державин — о человеке. В произведении последнего больше теплоты, мягкости. Сочетая
элегию с сатирой, поэт использует прием контраста: мудрая и снисходительная государыня противопоставляется бездушным приближённым. При этом высокий слог од переплетается с выражениями среднего и даже низкого стиля.
Ода «На взятие Измаила» посвящена одной из самых блистательных побед русского оружия — взятию Измаила. В ней Державин обнажает страшное противоречие между восторгом победы и бесчеловечностью войны. Многих современников поразило переложение на стихи 81-го псалма, позже названного автором «Властителям и судиям». С присущей прямотой он облегчает неправосудие земных царей.
Превосходной одой «Бог» Державин приобщил себя к поэтам мировой величины.
В авторском предисловии к своему самому знаменитому произведению – философской сказке «Маленький принц» - французский писатель и летчик Антуан Сент-Экзюпери посетовал на то, что многие разногласия между взрослыми и детьми происходят по одной причине: «все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». И с этим трудно не согласиться! А скольких слез и недоразумений можно было бы избежать, остановись вовремя родители в критике своего чада и вспомни себя в его годы. Только нет – «мы взрослые, мы всегда правы, мы хотим только добра».Проблема «отцов и детей» стара, как мир. Когда-то она касается музыкальных вкусов и пристрастий, когда-то – политических взглядов, когда-то – литературных симпатий и антипатий. Чтобы сгладить остроту этой проблемы, от каждой из сторон требуется два умения – слушать и слышать. Слушают преимущественно все. А вот слышат – единицы. Только обнаруживается это поздно и некстати, когда конфликт уже вышел наружу и разгорелся, как бушующий костер.Особенно наглядно проблема спора поколений обнаруживается, когда обращаешься к истории молодежных неформальных движений. Ученые придумали для них общий термин – контркультура. Сначала в послевоенную жизнь ворвались стиляги, про которых несколько лет назад у нас в стране сняли замечательный, лиричный и музыкальный фильм. Потом появились битники, которые передали эстафету хиппи. Затем настала очередь панков и металлистов.Сегодня на слуху объединения готов и эмо. Так что обе культуры – традиционная культура «отцов» и контркультура «детей» - вынуждены как-то уживаться между собой. Не всегда им это удается. В советские годы рок-музыкой страшали маленьких детей, концерты приходилось устраивать в подвалах и на квартирах (отсюда из название – «квартирники»), на рок обрушивались всевозможные гонения. Эту музыку назвали безыдейной, не хотели замечать ее мощного социального звучания и гражданственности.Бывают ли семьи, где обходится без «напряженки», без выяснения отношений на повышенных тонах, без рукоприкладства? Конечно! Но при нескольких условиях: если родители никогда не ругаются в присутствии детей, если не поднимают на них руку, если их мораль – ненавязчивая, добрая, сердечная, если все настроены друг другу.Спорить мы не перестанем никогда. Только любой спор бессмысленен, потому что редко кого можно переубедить, не сходя с места. Требуется время подумать и расставить все точки над «i». И добрая воля. И желание идти навстречу. Иногда человек, чужой по крови, вдруг становится роднее родного, и с ним ты начинаешь строить собственную семью. Так что ни от чего зарекаться тоже не надо…
В 1782 году Державин представил читателям «Фелицу». Интересно сравнить эту оду с одой Ломоносова «На день восшествия…». Если Ломоносов говорит больше о правительнице, то Державин — о человеке. В произведении последнего больше теплоты, мягкости. Сочетая
элегию с сатирой, поэт использует прием контраста: мудрая и снисходительная государыня противопоставляется бездушным приближённым. При этом высокий слог од переплетается с выражениями среднего и даже низкого стиля.
Ода «На взятие Измаила» посвящена одной из самых блистательных побед русского оружия — взятию Измаила. В ней Державин обнажает страшное противоречие между восторгом победы и бесчеловечностью войны. Многих современников поразило переложение на стихи 81-го псалма, позже названного автором «Властителям и судиям». С присущей прямотой он облегчает неправосудие земных царей.
Превосходной одой «Бог» Державин приобщил себя к поэтам мировой величины.
(По В. Баевскому)