Слово Пятнадцатое. Между умными и глупыми людьми, по-моему, есть существенная разница. Родившись на свет, человек не может жить, не увлекаясь интересными вещами. Дни увлечений и поисков остаются в памяти самыми светлыми днями его жизни.
Разумный человек интересуется достойными серьезными делами, упорно добивается своей цели, и даже воспоминания о перенесенных невзгодах на пути к ней ласкают слух и радуют сердце его слушателей. В ней не найдешь и тени сожаления о прожитых годах.
Легкомысленный человек тратит время на ничего не стоящие, пустые, бессмысленные затеи. Хватившись, обнаруживает, что лучшие годы пролетели напрасно и позднее раскаяние не приносит ему утешения. В молодые годы он ведет себя так, будто молодость бесконечна, не сомневается, что впереди его ждут еще более заманчивые утехи и радости. Но очень скоро, утратив былую силу и гибкость, он оказывается не годным ни на что.
И еще одно искушение подстерегает людей, страстно увлекающихся - достижение успеха или приближение к нему, дурманит им головы, пьянит. Хмель застилает разум, заставляет совершать оплошности, человек невольно привлекает к себе внимание окружающих, становится объектом людских пересудов и насмешек.
Разумные люди в такие критические моменты не теряют рассудка, сдержанны и не выставляют своих чувств на всеобщее обозрение. Глупый же скачет на неоседланном коне, воздев глаза к небу, словно обезумев, потеряв в пылу шапку и не обращая внимания на то, что полы его чапана покрывают зад лошади. Вот что я видел.
Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю, или хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе потом испить горечь сожаления?
Или же ты и сам не заметил, не помнишь, как и чем жил?
Задания
1.Определите основную, детальную информацию «Пятнадцатого слова», заполните таблицу.
Главная информация
Второстепенная информация
Детальная информация
2. Найдите в тексте 1 деепричастный оборот и 1 причастный оборот, разберите их как словосочетание
3. Напишите характеристику своего друга или подруги
1. Был я у Перовского, который показывал мне недоконченные картины Брюллова. 2. Твой недосказанный упрек я разгадать вполне не смею. 3. Порыв бессильного воображения цепенел, не рассказанный, не изображенный. 4. Я с удовольствием вспоминаю двухмесячное пребывание в деревне, свою жизнь в недостроенном домике на берегу озера. 5. Начал он свою карьеру мелким не обеспеченным чиновником. 6. Не успела на его глазах совершиться одна тайна смерти, оставшаяся неразгаданной, как возникла другая. 7. Живя в деревне, она ездила верхом на невыезженных лошадях. 8. Косо тянулись неостывшие вечерние тени. 9. Над вагонами повис негреющий месяц. 10. За короткое пребывание в отряде он (Мечник) скопил такое количество невыполненных дел, несдержанных обещаний и неосуществленных хотений, что каждое из них в отдельности, даже выполненное, потеряло бы уже всякий смысл и значение. 11. Зимою незамерзающий залив бывает заселен многими миллионами налетной птицы. 12. Над непросохшими меловыми мысами горы звон пошел перекатом. 13. Вдалеке виднелись неявные серые громады незаконченных построек. 14. Эдвард только сейчас почувствовал, что в нетопленном кабинете холодно. 15. Алексей собрал вокруг несколько нераскрывшихся еловых шишек и положил их к огню.
Прожег пиджак, прожорливый, пчелка, пшенник, пятачок, пять кошек, раскорчевка, расческа, ретушер, реченька, речонка, решетка, ржет, с дачей, с каланчой, с левшой, с лихачом, с малышом, с миражом, с ношей, с продажей, с тягачом, саженки, саранчовый, свежо на улице, сгущенка, стажер, старушонка, стишок, сторожевой, стосвечовая лампа, сургучом, сучок, течет, трещотка, трущоба, тысчонка, учет, часочек, чащоба, челка, челн, черный, черствый, черт, черточка, чечетка, чоканье, чопорный, шелк, шепот, шок, шоколад, шомпол, шоркать, шорничать, шорох, шоры, шоссейный, шотландский, шофёр, щеголь, юбчонка.