Слово Пятнадцатое. Между умными и глупыми людьми, по-моему, есть существенная разница. Родившись на свет, человек не может жить, не увлекаясь интересными вещами. Дни увлечений и поисков остаются в памяти самыми светлыми днями его жизни.
Разумный человек интересуется достойными серьезными делами, упорно добивается своей цели, и даже воспоминания о перенесенных невзгодах на пути к ней ласкают слух и радуют сердце его слушателей. В ней не найдешь и тени сожаления о прожитых годах.
Легкомысленный человек тратит время на ничего не стоящие, пустые, бессмысленные затеи. Хватившись, обнаруживает, что лучшие годы пролетели напрасно и позднее раскаяние не приносит ему утешения. В молодые годы он ведет себя так, будто молодость бесконечна, не сомневается, что впереди его ждут еще более заманчивые утехи и радости. Но очень скоро, утратив былую силу и гибкость, он оказывается не годным ни на что.
И еще одно искушение подстерегает людей, страстно увлекающихся - достижение успеха или приближение к нему, дурманит им головы, пьянит. Хмель застилает разум, заставляет совершать оплошности, человек невольно привлекает к себе внимание окружающих, становится объектом людских пересудов и насмешек.
Разумные люди в такие критические моменты не теряют рассудка, сдержанны и не выставляют своих чувств на всеобщее обозрение. Глупый же скачет на неоседланном коне, воздев глаза к небу, словно обезумев, потеряв в пылу шапку и не обращая внимания на то, что полы его чапана покрывают зад лошади. Вот что я видел.
Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю, или хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе потом испить горечь сожаления?
Или же ты и сам не заметил, не помнишь, как и чем жил?
Задания
1.Определите основную, детальную информацию «Пятнадцатого слова», заполните таблицу.
Главная информация
Второстепенная информация
Детальная информация
роман «герой нашего времени» м.ю. лермонтова – это произведение социально – психологической направленности, состоящее из пяти глав. они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя – григория александровича печорина, а читателю максимально объективно представить его характер.
о печорине читатели получают представление из разных источников. в первой главе «бэла» печорин показан глазами – отставного штабс – капитана максима максимовича, его сослуживца. далее автор – повествователь описывает внешность печорина и дает её социальное и психологическое истолкование в повести «максим максимыч». в дневнике печорина, куда входят «тамань», «княжна мэри» и «фаталист», герой проводит внутренний самоанализ. но о некоторых особенностях его неординарной личности можно узнать только от других персонажей. немалую роль играют и пейзажные образы.
на мой взгляд, есть несколько причин того, почему глава «фаталист» является завершающей в произведении.
во – первых, это обусловлено своеобразным «композиционным кольцом». действие романа завершается в той же крепости на кавказе, где и происходит действие повести «бэла».
во – вторых, печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, с какой целью он существует в этом мире. в «фаталисте» офицер вулич утверждает, что все в жизни подчинено закону предопределения и в тот же день это подтверждается его гибелью. она происходит не от намеренной попытки застрелиться, а от руки пьяного казака, случайно встретившегося ему, на пути домой. под влиянием этого события печорин приходит к выводу, что, возможно, существует предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать ли этому закону или нет. по признанию печорина, «вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу», поэтому и в этой ситуации он самостоятельно назначает себе печальную участь - разрушать судьбы и счастье других людей.